Адров Н. М. От моря Баренца до моря Беринга: энциклопедия арктических морей России. В 6 т. Т. 3. Л-О / Н. М. Адров. – Мурманск : [б. и.], 2016. - 258 с. : ил., портр.

зверопромышленников (см. НОРВЕЖЦЫ В РОССИЙСКОЙ АРКТИКЕ) на Новой Земле и в Горле Белого моря (см.). В 1881-1882 гг. впервые было применено крейсерство российских транспортных судов «Полярная звезда» и «Бакан» (см. КРЕЙСЕРСТВО ОХРАННОЕ), приравненных к военным кораблям, но эти и последующие силовые приёмы (предпринятые крейсерами «Наездник» - 1893, «Вестник» - 1894, «Джигит» и «Самоед» - 1895) не могли эффективно противодействовать иностранному браконьерству (см.) на обширной акватории юго-востока Баренцева моря. К тому же судебное делопроизводство не было рассчитано на единоборство с иностранными нарушителями порядка - задержанные норвежские яхты приходилось отпускать, а конфискованную добычу - выбрасывать, потому что к моменту окончания разбирательств российских спецслужб она становилась негодной от порчи. В 1898 г. Германия пыталась поставить под контроль о. Медвежий (см.) как важный для её далеко идущих целей стратегический пункт (см. НЕМЕЦКАЯ СТРАТЕГИЯ В АРКТИКЕ). Тогда русское правительство направило к Медвежьему крейсер «Светлана» и в 1899 г. на месте русских поселений был поднят коммерческий флаг, свидетельствующий о принадлежности острова России. В политической борьбе за остров приняли участие также Швеция, Италия и США. В период 1901-1905 гг. американский миллионер У. Циглер (см.) финансировал две экспедиции на ЗФИ на судах «Америка», «Бельгия» и «Фритьоф». В конечном итоге о. Медвежий (см.) стал норвежским. Были и многие другие случаи использовать экспедиционные исследования в политических целях. Обеспокоенные повышенным вниманием иностранцев к российским промысловым угодьям арктических морей государственные деятели Департамента общих дел МВД России в 1912 г. собрали совещание, на котором вынесено решение о морском походе на Шпицберген (см.). Экспедиция снаряжалась по настоянию Министерства иностранных дел для освоения полезных ископаемых острова и привлечения промышленников к участию в государственном мероприятии. Несмотря на заинтересованность официальных властей, ведущая роль государства в подготовке экспедиции тщательно скрывалось. Необходимо было составить документы об исследованиях острова частными лицами. Только тогда, по существующим правилам, можно было отстаивать юридические права на Шпицберген. Политические цели со временем отошли на задний план и перестали вызывать интерес потомков, однако сами морские походы оставили яркий след в истории и науке. Это, в первую очередь, касается шпицбергенской экспедиции Ф. Н. Чернышёва. (см. ЧЕРНЫШЁВ ФЕОДОСИЙ НИКОЛАЕВИЧ. ШПИЦБЕРГЕН: ГРАДУСНЫЕ ИЗМЕРЕНИЯ). Дальнейшие мероприятия и экспедиции, содержащие политический подтекст, касающийся раздела морской Арктики, отражены в статьях: ЮРИДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ..., ШПИЦБЕРГЕНСКИЕ ПРОМЫСЛЫ. ШПИЦБЕРГЕН: ЮРИДИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ. ЗФИ: ЮРИДИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ и др. 729

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz