Адров Н. М. От моря Баренца до моря Беринга: энциклопедия арктических морей России. В 6 т. Т. 3. Л-О / Н. М. Адров. – Мурманск : [б. и.], 2016. - 258 с. : ил., портр.

для НИС и дрейфующих полярных станций. Построен для МУГМС (см.) по заказу Гос. комитета по гидрометеорологии и контролю природной среды в 1979 г. на ленинградском Адмиралтейском судостроительном заводе. Мощность дизель-электрической силовой установки - 5,1 тыс. л. с., скорость судна - 15 уз. (28 км/час), дальность плавания - до 11 тыс. миль (20 тыс. км), автономность - 55 суток; экипаж - 54 чел. Совершил 40 экспедиционных рейсов в Баренцево, Карское и Гренландское моря. Из-за отсутствия финансирования был продан частной фирме для сдачи на металлолом и в 1996 г. ушёл в Индию на утилизацию. ОТЭС - альтернативная ПЭС (см.) Океанская тепловая электростанция, схема которой основана на закрытом цикле работы тепловой машины (см.) с низкокипящей рабочей жидкостью, использующей разницу температуры морской воды и холодного арктического воздуха. В устьях Енисея , Лены и Оби (см. ВЕЛИКИЕ РЕКИ СИБИРИ), в зимнее время года имеются особо благоприятные условия для работы арктических океанических ОТЭС, в которые входят: парогенератор для получения пара рабочего вещества за счёт теплообмена с морской водой, турбина для привода электрогенератора, устройства для конденсации отработавшего в турбине пара, а также насосы для подачи морской воды для нагревателя и холодного воздуха - для охладителя. ОХОТА НА КИТОВ. Первыми китобоями, начавшими свой промысел в арктических водах, были чукчи и эскимосы (см.). Изображения добычи морских чудищ, выгравированные на моржовых бивнях, датируются тремя тысячами лет. Арктическое население издревле оценило значение ворвани (подкожного жира) и китового мяса в условиях дефицита растительной пищи. Туша одного гренландского кита (см.) могла обеспечить небольшое поселение всем жизненно необходимым на всю зиму. Мясо и сало морских млекопитающих стали повседневной пищей для людей и ездовых собак. Жир морских зверей использовался для отопления и освещения. Из крупных костей китовых и ластоногих аборигены строили жилища и байдары, обтягивая остовы строений шкурами моржей (см.). Из шкур лахтаков (см.) изготавливали невероятно прочные ремни для такелажа и соединения деталей китобойных судов. Поселения морских охотников - жителей арктического побережья - всегда располагались не в глубине заливов и бухт, а у открытого моря, на поворотных мысах, - там, где ветры и течения даже зимой разгоняют лёд; где киты и моржи подходят близко к берегу. В западной части арктического побережья Евразии люди освоили строительство деревянных лодок, способных взять на борт до 10 чел. В восточной части, где вокруг тундра, и древесина в дефиците, строили байдары - лодки с деревянным каркасом, обтянутые шкурами моржей и лахтаков. Обычный гарпун, жёстко закрепленный на древке, оказался неудобен для охоты на крупнейшего морского зверя. Идеальным оружием стал поворотный гарпун, у которого наконечник с прикреплённым к нему 727

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz