Адров Н. М. От моря Баренца до моря Беринга: энциклопедия арктических морей России. В 6 т. Т. 3. Л-О / Н. М. Адров. – Мурманск : [б. и.], 2016. - 258 с. : ил., портр.

летчика, героя I мировой войны Петра Николаевича Нестерова (1887-1914) - Я. И. Нагурским (см.), вторая - в 1924 г. советским их коллегой Б. Г. Чухновским (см.). Лейтенанту Нагурскому, единственному из трёх лётчиков (один из них, подполковник Александров разбил свой «Фарман» на первом же взлёте, второй даже не стал распаковывать для сборки свою машину, познакомившись на месте с арктическими «аэродромами»), собиравшихся принять участие в розысках пропавших экспедиций Г. Л. Брусилова, В. А. Русанова и Г. Я. Седова (см.), удалось поднять свой самолет над ЗФИ. Это был гидроплан типа «Фарман» с мотором марки «Рено» мощностью 70 л. с. и скоростью не более 100 км/час. Чухновский, восхищавшийся полётами своего предшественника, летал на самолёте марки «Ю-20», снабжённом поплавками. Он совершил девять полётов с целью разведки льдов и аэрофотосъёмок в районе Новой Земли. С тех пор уровень авиационной техники, приборная база и технологии воздушных съёмок неизмеримо выросли. С конца 1930-х гг. в состав экипажей самолётов ледовой авиаразведки включились специалисты, прошедшие курсы подготовки в Арктическом институте (Ю. М. Барташевич, Н. Т. Субботин, К. Н. Михайлов, В. И. Решеткин, В. Н. Щербинин). Их рекомендации воспринимались руководством штабов морских операций, ледоколов и др. судов безоговорочно. Их знали в лицо все, кто в той или иной степени был связан с ледовой информацией. С 1951 г. экипажи всех без исключения самолётов ледовой разведки стали включать бортнаблюдателей; в ледовую разведку пришли инженеры-океанологи, окончившие ВУЗы Ленинграда: В. И. Шильников, В. М. Лосев, В. М. Булавкин, В. А. Харитонов, Е. М. Гущенков, А. П. Козырев. Начиная с 1945 г., постепенно увеличивалось количество ледовых разведок, которое полностью соответствовало увеличению грузоперевозок по СМП. Максимальный грузооборот был достигнут в 1987 г., после которого наступил спад в связи с мероприятиями «перестройки», и в 1991 г. самолётная ледовая разведка практически прекратила существование. В настоящее время визуальные авиационные ледовые наблюдения выполняются с самолётов и вертолётов разных типов с высот 100-600 м. К авиационным дистанционным средствам относятся аэрофотосъёмка, авиационное радиозондирование (см. АЭРОМЕТОДЫ). ЛЕДОВАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ. Первая стандартизованная классификация морских льдов была разработана в СССР в 1921-1928 гг. Её новая редакция была одобрена и принята в 1938 г. В послевоенное время благодаря внедрению в практику новых видов и методов наблюдений (ледовая разведка, аэрофотосъёмка льдов и др.) знания о морских льдах, ледовых явлениях и процессах пополнились новыми данными, что потребовало пересмотра существовавшей терминологии. Для этого в 1952 г. была создана Межведомственная рабочая ледовая комиссия. В 1954 г. «Классификация и терминология льдов, встречающихся в море» была одобрена и отдана на рассмотрение в Океанографическую комиссию при 495

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz