Адров Н. М. От моря Баренца до моря Беринга: энциклопедия арктических морей России. В 6 т. Т. 3. Л-О / Н. М. Адров. – Мурманск : [б. и.], 2016. - 258 с. : ил., портр.
зав. лабораторией онотогенеза рыб. Директор ББС МГУ (см.) с 1994 по 2006 г. НОВОЗЕМЕЛЬСКАЯ БОРА - особо опасное метеорологическое явление (см. БОРА), возникающее при перетекании тяжёлого морозного и сухого арктического воздуха через Новоземельский горный барьер, достигающий высоты 1000 м. Большую помощь разгулу ураганных ветров оказывают циклоны (см.) над Баренцевым морем - из-за них образуется зона крайне резкого перепада атмосферного давления между районами Баренцева и Карского морей , и неудержимый каскад тяжёлых воздушных масс Арктики утюжит склоны Новой Земли, сметая всё, что хоть чуть-чуть возвышается над поверхностью земли, срезая кипящие бешеной пеной оскаленные гребни морских волн. Скорость ветра при новоземельской боре не менее 20 м/с, превышая нередко 60 м/с (при порывистом ветре 40 м/с человек не может устоять на ногах, передвигаться можно только вдвоём или втроём, обвязавшись канатом). Продолжительная бора особенно опасна; немало людей оказывалось заживо похороненными под снегом во время её кутежей в местах зимовки. В декабре 1898 г. в Малых Кармакулах (см.) была зарегистрирована бора, продолжавшаяся более 5 сут. Это катастрофическое природное явление может происходить в любое время года преимущественно с ноября по март - наиболее активный над лишённым льда циклоническим Баренцевым морем и пасссивный - над скованным льдами антициклоническим Карским морем период энерговлагообмена (см.) океана и атмосферы. Русская гавань (см.) более всего приглянулась ей - примерно в течение одной десятой части года там свирепствует бора. Прогнозировать бору трудно - в одних случаях наблюдается резкое понижение атмосферного давления, как перед обычной грозой, в других, наоборот, его повышение. Падение температуры воздуха, вызванное адвекцией холода, может достигать отметок 20, а то и 40°С ниже нуля. Ещё больше опасностей приносит бора на море - летящие как картечь, выпущенная из чёрного жерла полярной ночи, морские брызги, превращаются на студеном ветру в замёрзшую манную кашу, облачая корабль от кончиков мачт до самой палубы в каменеющий ледяной саван. Через несколько часов всё, что находится в надводном положении и совсем недавно представляло собой надстройки, палубные механизмы, спасательные шлюпки и такелаж, превращаются в монолитную глыбу льда, и гибельное опрокидывание судна, называемое моряками «оверкиль», неизбежно. К счастью, в нескольких десятках миль от берега в сторону открытого моря бора теряет силу. Но открытое море и без боры в этих местах не менее коварно - даже незначительный шторм при отрицательных температурах воздуха приводит к оледенению (см.), не такому быстрому как при боре, но столь же гибельному, если не найти возможность (перпендикулярный направлению ветра курс «лагом» чреват другой опасностью - катастрофическим креном судна) покинуть район моря, над которым воздух охлаждён намного ниже температуры замерзания воды. [15, 17]. 684
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz