Адров Н. М. От моря Баренца до моря Беринга: энциклопедия арктических морей России. В 6 т. Т. 3. Л-О / Н. М. Адров. – Мурманск : [б. и.], 2016. - 258 с. : ил., портр.

полуношником, восток - встоком, юго-восток - обедником, а такие сложные курсы как, скажем, зюйд-вест-тень-вест или зюйд-зюйд-вест назывались «стрик-шалоника к западу» и «меж-лето-шалоник». До появления в обиходе поморов компаса они ориентировались по созвездиям Большой и Малой Медведиц, называемых ими Лосем, Сторожами и Извозчиками, Ориона - Коромысла или Плеяд - Утиного гнезда, а Млечный путь уподобляли «гусиной дороге», по которой птицы возвращались на юг. Компас назывался у поморов маткой (см.) или более ласково - «маточкой» и представлял собой цилиндрическую костяную коробку, в которой помещалась магнитная стрелка, насаженная на ось, выточенную из моржовой кости. Склонные к рифмованным изречениям труженики моря сложили поговорку «в море стрелка не безделка» и были абсолютно правы. А ветромёт (см.) - инструмент, заменяющий компас, - был известен ещё в XI в. всем северным мореплавателям: и поморам и викингам (см. ПОМОРЫ, ВИКИНГИ И ИХ ПРЕДШЕСТВЕННИКИ). Этот простой прибор представлял собой деревянный диск, в который вставляли деревянные стержни: один в середине и 32 по окружности. Главные румбы назывались: сивер, всток, полуденник, западник . Пеленгуя ветрометом специально установленные на берегу кресты (боковая сторона их совпадала с линией север-юг), мореходы определяли курс судна. Вдали от берегов курс узнавали в полдень по солнцу, а ночью - по Полярной звезде. Совершенствование технических средств мореплавания активно продолжалось в последующие столетия. И. Ф. Ушаков (см.) в книге «Кольская земля» (см. БИБЛИОГР.) приводит образец солнечных компасных часов поморских мореходов первой половины XVII в., изготовленных из мамонтового бивня и устроенных таким образом, что в солнечное время тень, отбрасываемая нитью, протянутой между крышкой и корпусом прибора, показывает точное время суток, определяемое цифрами на внутренней стороне крышки. Поморы пользовались картами, лишёнными привычных для нас градусных обозначений и масштабных шкал. Эти карты назывались «чертежами» и по сути были тематическими, то есть представляли собой схемы маршрутов, на которых были показаны объекты, интересующие путешественников. Часть «Книги Большому чертежу» - картографического документа Московского государства XVII в., составленного по указанию Ивана Грозного (см.), содержала очертания берегов Мурманского моря и «Роспись поморским рекам берегу Ледовитого океана». Карты, входящие в состав лоций (см.), то есть книг, содержащих подробные описания водных бассейнов, составлялись на глаз, на береговом контуре обычно обозначались мысы, острова, кресты, реже - подводные мели (длинные каменистые луды , обсыхающие корги и лещади , коварные кошки , низменные, переходящие в отмель косы и стрелки и пр.), опасные течения и сведения о льдах. Огромное значение для безопасной навигации имели поморские сооружения из дерева и камней на береговых возвышениях и государственные кирпичные строения (см. МАЯКИ СЕВЕРНЫХ МОРЕЙ). [15, 312]. 641

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz