Адров Н. М. От моря Баренца до моря Беринга: энциклопедия арктических морей России. В 6 т. Т. 3. Л-О / Н. М. Адров. – Мурманск : [б. и.], 2016. - 258 с. : ил., портр.

Арктические (варяжские, гостевые) мотивы в музыке Бородина, Чайковского, Римского-Корсакова, потомственного морского офицера, в 1860-х гг. воплотившего свои впечатления о море в музыкальные «морские пейзажи» и даже использовавшего оркестровые краски морской стихии в таких знаменитых произведениях, как сюита «Шахеразада», оперы «Садко» и «Сказка о царе Салтане»... И неземные, т. е., по существу арктические интерпретации Микалоюса Чюрлёниса (1875-1911), именем которого названы горы на ЗФИ (см.), тоже могут быть предметом разговора, тем более что в число его сочинений вошла впечатляющая симфоническая поэма «Море», но самые великие симфонические картины Севера дали Эдвард Григ (1843-1907) и Ян Сибелиус (1865-1957). Оба получили образование в Германии, но нашли свои пути в музыкальной классике, используя литературные шедевры своих стран. С музыкой Грига Норвегия уверенно вошла в мировую музыкальную культуру. Родившийся два десятилетия спустя Сибелиус внёс самый грандиозный вклад в симфонизм северного края своей родной Финляндии. И финнам и норвежцам долгое время пришлось бороться за свою самостоятельность против Швеции, стремившейся подчинить их и включить в состав своего королевства. Произведения северных гениев симфонической музыки выразили главные чаяния народов, добившихся в конечном итоге относительной самостоятельности и свободы. В самом начале ХХ в. на Всемирной выставке в Париже впервые была исполнена музыкальная поэма «Финляндия» Яна Сибелиуса, наполненная, по выражению знаменитого дирижёра Е. Мравинского (1903-1988) кристально чистыми, леденящими душу мелодиями. Тремя годами позже там же прошло триумфальное выступление Эдварда Грига, через два года отпразновавшего независимость королевства Норвегии от шведской унии: «Проходит 1905 год - великий год, и я расстаюсь с ним с чувством великой благодарности за то, что я смог дожить до него. И все же: не будь тех юношеских мечтаний, которые этот год сделал действительностью, мое искусство не имело бы под собой твёрдой почвы... Жизнь, полная борьбы, - величайшее счастье для человеческой личности, как и для всей нации. Свобода это - борьба за свободу». Наиболее впечатляющую музыку, навеянную философским осмыслением суровой стихии, выдающийся шведский композитор Йёста Нюстрём (1890-1966) посвятил тематике северных морей: в 1925 г. им написана симфоническая поэма «Ледовитый океан», в 1948 - самая известная «Морская симфония» (№ 3), ставшая программной в творчестве выдающегося дирижёра-новатора Евгения Светланова (1928-2007). А столетие назад великий и ужасный Рихард Вагнер (1818-1883), находясь под впечатлением песен норвежских викингов (см.), шокировал оперный жанр, внедрив в него симфонические лейтмотивы мифов и легенд скандинавского эпоса. МУКАЛОВ НИКОЛАЙ КОНСТАНТИНОВИЧ (1876-1946) - капитан дальнего плавания; подпоручик по Адмиралтейству (1916). В 1914-1917 и 1918-1921 гг. командовал л/р «Ф. Литке » (см.). В начале 1920-х участвовал в 626

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz