Адров Н. М. От моря Баренца до моря Беринга: энциклопедия арктических морей России. В 6 т. Т. 3. Л-О / Н. М. Адров. – Мурманск : [б. и.], 2016. - 258 с. : ил., портр.

МУЗЕЙ РЫБНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ СЕВЕРНОГО БАССЕЙНА - учебный музей МГТУ (см.), созданный в 1972 г. по инициативе управления «Севрыба» (см.) в Доме междурейсового отдыха МТФ (см.). В 1990-х гг. ликвидирован; экспозиция сохранена и воссоздана по инициативе Г. В. Тишкова и А. П. Гальянова (см.) в 2000 г. в МГТУ. Служит экскурсионной базой учебного процесса морских ВУЗов, мурманских школ и лицеев. МУЗЕЙ СЕВЕРНОГО ФЛОТА - Федеральное государственное учреждение культуры и искусства «Военно-морской музей СФ» Министерства обороны РФ, открытый в 1946 г. в здании Дома офицеров г. Мурманска. Ещё в 1943 г., в разгар войны А. Г. Головко (см.) дал необычное поручение лейтенанту Фёдору Драчкову: собирать всё, что может иметь ценность для истории. Экспозиция располагается в 9 залах и рассказывает о создании ВМФ, его участии в Великой Отечественной войне, развитии флота в послевоенный период. Представлены материалы о первых командующих, Героях Советского Союза, работы скульптора Л. Е. Кербеля (см.). В настоящее время экспозиции музея содержат материалы, относящиеся к истории развития АПЛ (см.), надводных кораблей и морской авиации. Представленными экспонатами охватывается период с 1693 г. п о настоящее время (см. КРИВЕНКО АЛЕВТИНА ВАСИЛЬЕВНА). Военно­ морской музей СФ имеет филиалы в города х Северодвинск, Североморск и пос. Сафоново. МУЗЫКА. У арктического населения для «поэзии звуков», как называют музыку, было немного возможностей инструментального воплощения. Шаманский бубен был самым популярным и единственным музыкальным инструментом народов севера, хотя ханты и манси (см. ЭТНОСЫ) знали ещё около 30 видов музыкальных инструментов, кроме простых ударных, например, семиструнную арфу «лебедь». В Якутии был очень популярен язычковый инструмент хомус ( варган ), который появился около 5 тыс. лет назад. Музыка игр и звукоподражаний, представляющая собой сигнальные типы интонирования (свист птиц, рёв медведя, голос кукушки), сигнальные инструменты, сделанные из бересты, подвески- погремушки использовались в воспитании детей, начиная с ясельного возраста. Ритуальное пение шамана йайа, отличающееся от мелодики лирических и эпических напевов, сопровождалось магическим звучанием бубна - унту и набора конусных подвесок на специальном поясе - сиса. Церемониальная музыка, звучавшая на медвежьем празднике, включала главным образом инструментальные наигрыши, исполняемые на ударном бревне - узазинки в сопровождении скандированных напевов. Ритуальные мелодии являлись своеобразным обращением к почитаемому животному с целью умилостивить его и носили программные названия: «Медведь шагает», «Собака лает», «Ворона клюет» и т. д. Белое безмолвие льдов и свинцовые волны морей сводили с ума слабых и завораживали сильных. 625

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz