Адров Н. М. От моря Баренца до моря Беринга: энциклопедия арктических морей России. В 6 т. Т. 3. Л-О / Н. М. Адров. – Мурманск : [б. и.], 2016. - 258 с. : ил., портр.
активного взаимодействия океана и атмосферы в зимний период года (см. ЭНЕРГОМАССООБМЕН). МОДЕЛИРОВАНИЕ - один из способов экспериментальной проверки идеализированной схемы объекта исследования на основе исходных допущений, впоследствии алгоритмов, методов расчёта, интерпретации (см. МЫСЛЕННЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ. ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ). Географические карты служат наглядными примерами моделей (см. КАРТЫ СЕЗОНОВ. КАРТЫ ТЕЧЕНИЙ АРКТИЧЕСКИХ МОРЕЙ). По мнению энтузиастов математического моделирования общественно-природных связей, особенно важных в арктических условиях, в научном мышлении есть, по крайней мере, 6 тенденций: 1) целостное изучение природной среды с позиций холизма - подчинения частей целому, 2) исследования внутри систем жизнеобеспечения, 3) теоретические разработки альтернатив в управлении ресурсами , 4) разработки точных методов оценки риска , 5) совершенствование акций мониторинга и 6) глобализация масштабов всех вышеописанных тенденций. Выделяют два основных класса задач, связанных с математическими моделями: прямые (структура модели и все её параметры считаются известными, поставлена задача исследования модели для извлечения полезного знания об объекте) и обратные (известно множество возможных моделей, надо выбрать конкретную на основании дополнительных данных об объекте). В математической статистике число возможных моделей ограничено вероятностными. Для поддержки математического моделирования разработаны системы компьютерной математики. Они позволяют создавать формальные и блочные модели как простых, так и сложных процессов и устройств и легко менять параметры моделей в ходе моделирования. Блочные модели представлены блоками (чаще всего графическими), набор и соединение которых задаются диаграммой модели. Весь процесс научного исследования, в котором моделирование играет ключевую роль, можно представить в виде схемы последовательности уровней познания, этапов исследования и стадий работы (см. БИБЛИОГР.: Адров, 2008): Уровни познания Этапы исследования Стадия работы 1 Эмпирический Наблюдение^ Образа 2 Эвристический Гипотеза^ Прогноз □ 3 Формальный □ Расчёт^ Алгоритм 4 Технический^ Эксперимент^ Модель 5 Теоретический Интерпретация □ Метода Появление новых теорий связано с рождением новых интуитивных моделей и прогрессивных исследовательских программ, которые на 601
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz