Адров Н. М. От моря Баренца до моря Беринга: энциклопедия арктических морей России. В 6 т. Т. 2. Г-К / Н. М. Адров. – Мурманск : [б. и.], 2016. - 339 с. : ил., портр.
и двигаясь параллельно границе плавучих льдов к северной оконечности Новой Земли. Затем путь пролегал вдоль западного её берега к о. Вайгач (см.), откуда путешественники направляли свои суда к п-ову Канин , и, наконец, достигали м. Святой Нос (см.) - именно того опасного своими «сувоями» места, которое описывал Григорий Истома (см.), и где путешественникам приходилось бросать гневливым повелителям морской стихии, обосновавшимся в глубоких подводных гротах, жертвенные продукты питания (см. ПОМОРЫ, ВИКИНГИ И ИХ ПРЕДШЕСТВЕННИКИ). От Св. Носа вдоль Мурманского берега (см.) кольские моряки благополучно добирались домой. Обратная дорога была длиннее и продолжалась не менее месяца. И это естественно, так как дорога «туда» проходила вдоль отступающей в весенне-летний период границы льдов, с юго-востока на северо-запад, когда юго-восточная часть моря была ещё закрыта льдом и спрямляла маршрут поморов, а на обратном пути - этот район приходилось обходить, потому что пока они добирались от Шпицбергена до о. Медвежьего, кромка льда на юго-востоке успевала значительно отойти к северу и, следуя вдоль неё, моряки шли окольным путём. Позже был освоен более короткий маршрут по линии о. Медвежий - м. Нордкап (см.), описанный выше, но этот путь был опаснее, так как суда могли быть подвергнуты нападению норвежцев-мурманов, а главное - в западной, незамерзающей части Баренцева моря поморский кормщик лишался самого надёжного ориентира, которым служила ему кромка плавучих льдов. Подобно причудливой тундровой тропе, протоптанной оленями, прикромочная путеводная кайма была самым рациональным путём в отличие от прямолинейного курса непроторённых дорог. К тому же лёд решал проблему пресной воды, которая была самым слабым местом всех на свете мореплаваний. К чести русских поморов следует сказать, что даже вездесущие морские волки Западной Европы не знали этого пути вплоть до XVI в. Например, известно, что в 1576 г. король Дании Фредерик II давал задание пригласить к себе на службу Никитина (Павла Никитича), кормщика-груманлана из Колы (см.), и сулил ему большую награду за то, чтобы он помог датской эскадре добраться до Груманта. В конце XVIII в. на Груманте находилось ок. 270 поморских судов с командами, составлявшими свыше 2 тыс. промышленников. В конце 1850-х гг. русские промыслы на архипелаге постепенно приходят в запустение. Сильный удар по ним нанесли англичане, которые летом 1854 г. сожгли Колу, один из важнейших поморских центров того времени. Европейские претенденты на Грумант - Англия и Голландия заключили сепаратное соглашение о разделе сфер влияния на Шпицбергене. Британцы присвоили себе западные заливы, уступив голландцам один из островов. Были подобные притязания и у Германии, Дании и Франции, но больше всех старались норвежцы, которые, как утверждает В. Ф. Старков (см.), появились на Груманте лишь в конце XVIII в.: «в 1793 г. из Тромсё вышло на Шпицберген первое норвежское промысловое судно, да и то наполовину с русским экипажем, и добралось оно только до о. Медвежий» (см. БИБЛИОГР.: Старков, 2003). [15, 779]. 284
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz