Адров Н. М. От моря Баренца до моря Беринга: энциклопедия арктических морей России. В 6 т. Т. 2. Г-К / Н. М. Адров. – Мурманск : [б. и.], 2016. - 339 с. : ил., портр.

книгу «Названное именем геолога» (1982), в которой собраны и систематизированы сведения о геологах, чьими именами названы различные географические и геологические объекты. Именем Громова в 1952 г. его коллеги назвали гору на о. Врангеля (см.). ГРОМОВ МИХАИЛ МИХАИЛОВИЧ (1899-1985) - генерал- полковник авиации (1944), Герой Совет ского Союза (№ 8, 1934); профессор (1937); чемпион СССР по тяжёлой атлетике (1923). В 1937 г. на АНТ-25-1 (второй пилот - А. Б. Юмашев, штурман - С. А. Данилин) совершил беспосадочный перелёт Москва- Северный полюс- Сан-Джасинто (Калифорния, США), установив 2 мировых авиационных рекорда дальности полёта, за что был награждён орденом Ленина (штурман и второй пилот получили звания Героев Советского Союза) . Международная авиационная федерация ( ФАИ) наградила экипаж медалью Анри де Лаво за лучшее достижение года. Помимо Звезды Героя награждён 4 орденами «Ленина», 4 орденами «Красного Знамени», 3 орденами «Красной Звезды», орденами: «Октябрьской Революции», «Суворова», «Отечественной войны» и французским орденом «Почётного легиона». Оставив авиацию, посвятил себя увлечению породистыми лошадьми. ГРУМАНЛАНДСКИЙ ХОД - путь поморских судов на арх. Шпицберген, куда ходили главным образом на промысел моржей. Кроме того, поморы добывали белуху, тюленя, белого медведя, песца, охотились на оленей (см.). Немаловажную статью доходов составлял гагачий пух. В отличие от голландцев, занимавшихся китобойным промыслом лишь в летний период, поморские промышленники оставались здесь на зимовку. Сохранились сведения о том, как поморы добирались до далекого северного архипелага, используя отступающий по мере летнего наступления тепла плавучий лёд, вдоль кромки которого они шли до главных ориентиров - островов Медведь (современный о. Медвежий) или Пятигор (о. Надежда - см.), затем двигались на Грумант, достигая его в июне-июле. По другим сведениям, груманланы отправлялись из Архангельска в Ильин день (20 июля) и лишь через 2 мес. достигали цели. Намного раньше архангельских мореходов имели возможность выходить в море кольские груманланы; в идеальных гидрометеорологических условиях завершить поход можно было за 8-9 дней. Однако скорость достижения цели зависела от многих природных, технических и психологических факторов, главным образом - от попутного ветра, извилистости границы отступающих в весенне-летний период морских льдов, в пределах видимости которых прокладывал путь кормщик, надёжности судна и удачливости экипажа. Команды груманланов обычно насчитывали 20-25 чел., для которых опытный кормщик был наместником Бога. На обратном пути лодьи шли, обогнув с полуденной (южной) стороны Большой и Малый Беруны (о-ва Зап. Шпицберген и Эдж), 283

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz