Адров Н. М. От моря Баренца до моря Беринга: энциклопедия арктических морей России. В 6 т. Т. 2. Г-К / Н. М. Адров. – Мурманск : [б. и.], 2016. - 339 с. : ил., портр.

Г/с «Академик Шокальский» был закодирован под названием «Ледовый патруль № 16». Летом 1942 г. изучением положения льдов у западных берегов Новой Земли и в Карском море осуществляло г/с «Мурманец» (ЛП № 18). В 1942 г. ещё одно г/с «Папанин» после установки вооружения вышло из Архангельска для проведения гидрографических исследований в Карском море. В навигацию 1943 года ЛП № 20 обследовал ледопроходимость Новоземельских проливов, а также кромку льдов в Карском море. В августе 1944 г. г/с «Норд» занималось лоцмейстерскими работами и у о. Белуха было обнаружено немецкой ПЛ U-557, подверглось артобстрелу и затонуло. Погибло 18 чел., двое попали в плен (см. ФАШИСТЫ В АРКТИКЕ: «СЕРЫЕ ВОЛКИ» «СТРАНЫ ЧУДЕС».). ГИДРОГРАФИЧЕСКАЯ СЛУЖБА СЕВЕРНОГО ФЛОТА (ГС СФ) - служба по обеспечению безопасности судоходства, основанная в 1920 г. в Архангельске (см.). С 1935 г. - гидрографический отдел СВФ (с 1937 г. - СФ) с размещением в г. Мурманске (см.); с 1961 - отдел, с 1967 - управление, с 2000 - Гидрографическая служба СФ. Обеспечивает навигационную безопасность мореплавания, океанографические исследования, поддержание готовности технических средств. Во время Великой Отечественной войны в Баренцевом , Белом и Карском морях в составе дивизиона состояли г/с «Мгла», «Мигалка», «Лоцман», «Девиатор», «Циркуль». В 1955 г. отряд гидрографических кораблей получил наименование 601-го отдельного дивизиона. С начала 1960-х гг. на вооружение ГС СФ начали поступать суда специализированной постройки, в том числе способные проводить океанографические исследования в сложной ледовой обстановке. Помимо навигационного, гидрографического и гидрометеорологического обеспечения, суда отдельного дивизиона привлекались к обслуживанию ядерных испытаний на полигоне Новой Земли (см. ЯДЕРНЫЙ ПОЛИГОН «НОВАЯ ЗЕМЛЯ»). На 2007 г. в гидрографических работах участвовали суда: «Владимир Каврайский», «Борис Давыдов», «Семен Дежнёв», «Андрей Вилькицкий», «Сенеж», «Гидролог», «Горизонт», «Визир», «Ромуальд Муклевич», «Марс», «Крильон», ГС-278, ГС-87; «Градус», «Девиатор», «Вайгач», «Эльтон», «Колгуев», «Буйреп», «Призма», «Манометр», Мгс-440, Мгс-526; ГС-193, ГС-271; большие гидрографические катера: БГК-462, БГК- 463, БГК-663, БГК-754, БГК-885, БГК-73; малые гидрографические катера: МГК-640, МГК-657, МГК-976, МГК-1233, МГК-1234, МГК-1235, МГК-2044, МГК-2045. [113, 120, 305, 360]. ГИДРОГРАФИЧЕСКАЯ СЛУЖБА СМП. ГС СМП начала свою работу в 1933 году с малочисленного гидрографического сектора ВАИ (см.). В преобразовании его в ГУ ГУСМП приняли участие президент АН СССР A. П. Карпинский, профессора Ю. М. Шокальский, Р. Л. Самойлович, B. Ю. Визе, Н. Н. Матусевич (см.); представители Гидрографического управления ВМС А. М. Лавров, Л. Ф. Рудовиц (см.), начальник Западно­ Сибирского гидрографического управления А. С. Пестов, начальник Архангельского гидрографического отдела П. И. Башмаков (см.). В 248

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz