Адров Н. М. От моря Баренца до моря Беринга: энциклопедия арктических морей России. В 6 т. Т. 2. Г-К / Н. М. Адров. – Мурманск : [б. и.], 2016. - 339 с. : ил., портр.

высокоточного глубиномера. Дальнейшее развитие данное направление получило в работах 1980-х гг., где исследовались возможности использования для измерения скорости искусственно создаваемых физических полей, была развита теория ГАЛ (гидроакустический лаг). Академиком Л. М. Бреховских (см.) открыт эффект сверхдальнего распространения низкочастотных гидроакустических сигналов в подводном звуковом канале (см. ПЗК). Советские АПЛ получили возможность гидроакустической ориентации подо льдом (см. ПОДЛЁДНОЕ ПЛАВАНИЕ). Реализация последних достижений в области микроэлектроники и использование опыта предыдущих разработок позволило ЗАО «Аквамарин» в кратчайшие сроки создать маяк принципиально нового типа. Не остались без внимания гидроакустиков и уменьшение шумности работы двигателей субмарин и подавление гидроакустических средств противника. Обширной тематикой подводных мероприятий стало создание ложных целей, дезинформирующих вражеских гидроакустиков и обеспечивающих скрытность и неуязвимость своих субмарин. ГИДРОАКУСТИКА: ЭКСПЕРИМЕНТЫ ВО ЛЬДАХ. Натурные гидроакустические исследования, выполненные на дрейфующих льдах Арктики, создали серьёзные научные предпосылки для разработки нового поколения гидроакустических комплексов. В середине 1960-х гг., когда начали создаваться отечественные атомные подводные ракетные крейсеры (см. АПЛ), в состав их оборудования были включены гидроакустические комплексы «Керчь» разработки ОКБ завода «Водтрансприбор» и «Рубин» разработки «Морфизприбор», которые обеспечивали потребности этого вида исследований. За выдающиеся достижения в области гидроакустических исследований в Арктике группе специалистов АКИН им. Андреева АН СССР, ААНИИ, НИИ «Морфизприбор» Минсудпрома СССР и некоторых производственных предприятий, изготовлявших приборы, в 1969 г. была присуждена Госпремия СССР в области науки и техники. В совместных натурных экспериментах с полярниками дрейфующей станции «СП-30» (см.) в июле 1989 г. приняла участие многоцелевая АПЛ проекта 671РТМ К-358 под командованием капитана II ранга В. В. Лопато. АПЛ провела подо льдами двенадцать и совершила шесть всплытий, одно из которых в районе расположения «СП-30». Для выполнения натурных гидроакустических исследований по проекту «Тритон» в составе экспедиции «Север-12» работало четыре научных отряда - на дрейфующих станциях «СП-8» и «СП- 9», а также в передвижных группах с использованием экспедиционных самолетов Ли-2, выполнявших первичные посадки в заданных районах на дрейфующий лёд. ГИДРОГРАФИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ. В навигацию 1941 г. обследование льдов в юго-западной части Баренцева моря и на подходе к Новоземельским проливам, а также в Карском море с мая по октябрь осуществляли гидрографические суда, которые на востоке действовали со стороны Тихого океана (см. ЛЕДОВЫЕ ПАТРУЛИ). 247

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz