Адров Н. М. От моря Баренца до моря Беринга: энциклопедия арктических морей России. В 6 т. Т. 2. Г-К / Н. М. Адров. – Мурманск : [б. и.], 2016. - 339 с. : ил., портр.
плавание (шлюп «Предприятие»), на борту которого проводил наблюдения Э. Х. Ленц (см.). Именем Коцебу назван залив берега Аляски и подводный порог в Чукотском море (см.). КОЧ - старинное поморское парусно-гребное судно XI-XIX вв., имевшее плавные обводы для ледового плавания, оснащённое прямым парусом, навесным рулём и вёслами (см. ЛОДЬИ ПОМОРОВ). Вначале кочи строили без применения металла: к скрепленному деревянными нагелями набору корпуса пришивали ремнями доски обшивки. Длина такого судна была 10-15 м, ширина 3-4 м, осадка 1-1,5 м. В XVI-XVII вв. этот тип судна распространился за Урал в Сибирь, претерпев крупные изменения: длина коча возросла до 25 м, ширина - до 8 м, осадка до 2 м. Судно вмещало 10 15 чел. команды и до 30 охотников-промысловиков. В конце XVI - начале XVII вв. начали строить наборные палубные большие трёхмачтовые кочи. В корме устраивали казёнку - капитанскую каюту для кормщика и приказчика. Команда и камбуз размещались в трюме. При сильных попутных ветрах судно проходило под парусом до 250 км в сутки, при слабых - площадь парусов увеличивали, прикрепляя дополнительные полотнища - прищепы. К днищам параллельно килю крепили полозья для облегчения вытаскивания коча на берег или льды, а также для перетаскивания судна через волоки (см.) и ледовые перемычки, используя бабы - переносные в о роты, состоящие из березового кола и просверленного вдоль продольной оси бревна, которое надевалось на кол. Большой морской коч был двухмачтовым килевым судном (киль поморы называли кокорой), имел до 90 т водоизмещения и 40 т грузоподъёмности. На верхней палубе размещались две лодки (см. КАРБАС), на нижней - от трёх до пяти железных якорей, называемых шеймами, весом до 150 кг каждый. Борта были укреплены по ватерлинии «льдяной шубой» - дополнительной обшивкой из твёрдых пород дерева. Главной конструктивной особенностью коча была форма бортов, изгибом напоминавшая яйцо. При ледовом сжатии такое судно не раздавливалось, а выжималось из воды на поверхность льдов. КОЧМАРА - старинное поморское транспортное судно, по конструкции близкое лодье (см.) малого размера (длина 10-15 м, ширина 3 4 м, осадка - 1-1,5 м, грузоподъёмность 10-45 т). Изготовлялись в Кеми, Архангельске и Онежской губе (см.). Использовались в XII- XIX вв. (особенно активно - в XVIII в.) преимущественно на Белом море ; с XIX в. вытеснились шхунами (см.). 512
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz