Адров Н. М. От моря Баренца до моря Беринга: энциклопедия арктических морей России. В 6 т. Т. 2. Г-К / Н. М. Адров. – Мурманск : [б. и.], 2016. - 339 с. : ил., портр.
европейским континентом и о. Медвежий (см.), на границе Баренцева и Норвежского морей. КОПЫТОВ СТЕПАН ДМИТРИЕВИЧ (1886-1971) - капитан рыбопромысловых судов. С 1899 г. - матрос на парусниках, курсировавших между Архангельском и Норвегией, затем - на судах «Св. Николай» и «Королева Ольга Константиновна»; с 1909 г. - капитан парусника «Иоанн Богослов»; с 1915 - штурман рейдового ледокола. В 1918-1919 гг. отбывал заключение (см. РЕПРЕССИИ). С 1919 по 1929 г - капитан судов «Восход», РТ-28 «Камбала», РТ-26 «Треска»; с 1930 - представитель Севтралтреста на Ленинградском судостроительном заводе; с 1935 по 1938 - капитан РТ-82 «Димитров», РТ-17 «Ким»; с 1939 - зам. начальника Севрыбпромразведки (см.), с 1943 - начальник отдела флота Главсеврыбпрома; в 1945-1955 гг. - зам. начальника промразведки объединения «Мурманрыба». Один из организаторов мурманского тралового промысла (см. МТФ); первооткрыватель (1925) одного из самых обширных и богатых районов - Копытовской банки (см.); в 1936 г. - организатор соревнования «сорокатысячников» (за годовой вылов 40 тыс. ц рыбы на траулер). КОПЫТОВ ФЁДОР ПЕТРОВИЧ (1891-1973) - капитан рыбопромысловых судов. С 1922 г. - матрос, штурман; с 1929 - капитан РТ- 40 «Скат», РТ-37 «Палтус», РТ-44 «Нева», РТ-42 «Аскольд», РТ-68 «Енисей», РС-57 «Кашалот», РТ-62 «Ворошилов», РТ-39 «Зубатка», РТ-5 «Осьминог»; с 1942 г. - мастер-преподаватель школы по подготовке судоводителей. Награждён орденом Ленина. КОРАБЕЛЬНЫЕ ВОЖИ, ГИДРОГРАФЫ, ФЛОТОВОДЦЫ. Самые первые сведения об авторитетных кормщиках - корабельных вожах (лоцманах) на Архангельском посаде датируются 1622-1624 гг. (писцовые книги военного и государственного деятеля Мирона Андреевича Вельяминова-Зернова, ум. ок. 1645 г.), хотя «первая лоцманская служба в устье Сев. Двины появилась в 1555 г.» (см. БИБЛИОГР.: Доценко, 2003). Из архангельских летописей известно о конкуренции двух артелей вожев в 1671 -1674 гг.: архангельского Проньки Игумнова «с товарищи» и холмогорского Ермолки Ракитина тоже «с товарищи». А к 1690 г. первенство прочно захватывают архангельские корабельные вожи Ивашка Олтуфьев да Коземка Котцов (см. БИБЛИОГР.: Овсянников, 1992). В конце XVII в. Север был самой близкой к европейской культуре частью России. Соломбала, морские ворота Архангельска (см.), стала главным российским опытом создания международного морского порта с собственной судостроительной верфью по типу голландского города Амстердама - морской столицы Европы того времени, одержавшей верх в соперничестве с Антверпеном. Из Архангельска ходили на Новую Землю добывать морского 500
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz