Адров Н. М. От моря Баренца до моря Беринга: энциклопедия арктических морей России. В 6 т. Т. 2. Г-К / Н. М. Адров. – Мурманск : [б. и.], 2016. - 339 с. : ил., портр.

был житель Олонца, потомок уральских казаков и старовер Савва Лошкин (см.), который в 1742 г., вместе с 12 артельщиками обогнул архипелаг, единожды перезимовав на восточном берегу устьевой части названной его именем реки, в специально взятой в плаванье разборной избе. Выдающиеся плавания викингов и поморов (см. ПОМОРЫ, ВИКИНГИ И ИХ ПРЕДШЕСТВЕННИКИ) стали показательными для моряков Европы, когда понадобилось искать северные обходные пути морской торговли с экзотическими землями Индии и Китая. В течение XVI в. могущественные европейские державы отправили ряд экспедиций, ни одной из которых не удалось пробиться сквозь льды, а некоторые экипажи пропали бесследно. Наибольшую известность получили рейсы Д. Рутта и Р. Торна, вышедших в плавание из Бристоля летом 1527 г., чтобы пройти вдоль берегов Норвегии, России и Китая в Индию. Попытки найти северный проход в экзотические страны дали миру имена дерзкого британско-подданного Мартина Фробишера, в 1576 г. отправленного на поиск Северо-Западного прохода, Джона Девиса - ещё одного любителя флибустьерского образа жизни и даже трагически окончившего её, пытавшегося пройти через пролив между западным берегом Гренландии и восточными островами Канады, и Генри Гудзона (см.), в период 1608-1611 гг. атаковавшего Северо-Западный и Северо-Восточный (см.) проходы. На своей «Доброй Надежде» он достиг рекордных 80° с. ш. в р-не Шпицбергена - там, где через 160 лет безуспешно прорывалась к полюсу эскадра Василия Чичагова (см.). В 1584 г. нидерландский купец Балтазар Мушерон (см.) задумал организовать новое плавание Северным морским путём. В обречённой на неудачу экспедиции, принял участие Виллем Баренц (см.), именем которого назовут сначала открытую часть, а затем и все море. Имя Баренца оно получит через полтора столетия, в 1853 г., от выдающегося немецкого географа Августа Петермана (см.), объединившего Мурманское и Печорское моря под одним названием. Именно по воле Петермана, который настоял на том, что гольфстримовские струи всё-таки пробивают себе путь через Северный полюс, австрийские подданные Юлиус Пайер и Карл Вейпрехт (см.) открыли ЗФИ. В крупнейшей российской экспедиции 1734-1739 гг. по исследованию Сибирских морей получившей название ВСЭ (см.) приняли участие 13 судов. С 1736 г. руководителем западного отряда для картографирования побережья между устьями Печоры и Оби, был назначен один из образованнейших морских офицеров, лейтенант «майорского ранга», целеустремлённый и решительный Степан Малыгин (см.). Он считался блестящим знатоком штурманского дела: уже в 1733 г. была издана его книга - первое русское руководство по навигации. А главное, он обладал достаточно жёсткими чертами характера, без которых коллективное решение арктических задач становится невозможным. В целом, ВСЭ была беспрецедентной по сложности - восточнее Оби до самого Енисея проведены исследования Д. Л. Овцына (см.), далее к востоку работали экспедиции лейтенантов В. Прончищева и Х. П. Лаптева (штурман отряда - С. И. Челюскин - см), а П. Ласиниус и Д. Я. Лаптев (см.) прошли вдоль берега от устья Лены до 478

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz