Адров Н. М. От моря Баренца до моря Беринга: энциклопедия арктических морей России. В 6 т. Т. 2. Г-К / Н. М. Адров. – Мурманск : [б. и.], 2016. - 339 с. : ил., портр.
КОЛУМБЫ АРКТИЧЕСКИХ МОРЕЙ. Более чем за пять столетий до Христофора Колумба (1451-1506) с 1493 по 1504 гг. отважные экипажи скандинавских парусно-вёсельных судов драккаров достигали Гренландии и Лабрадора. Существует гипотеза, согласно которой достижения средневековых скандинавов дошли до современников «Адмирала моря- океана» и даже способствовали уверенности великого мореплавателя в существовании суши на западе, которая, разумеется, была принята за Индию или Китай. Задолго до этого, и даже до великолепной схемы Северного полушария, созданной фантазией короля географов Герарда Меркатора (см.) в 1569 г., безвестные зверобои из Поморья уже освоили евразийские заполярные пространства благодаря особой конструкции ледовых судов (см. ПОМОРСКИЕ СУДА). Ещё в конце XV в. в московские владения вошли арктические низовые земли Оби, а в самом начале XVII столетия русские землепроходцы основали «златокипящую вотчину» (см. МАНГАЗЕЙСКИЙ МОРСКОЙ ХОД). Русские открытия XVII в. превосходили по площади всю Западную Европу более чем в два раза и простирались от Урала до Тихого океана. Есть сведения о том, что ещё в XV в. груманланы, то есть поморы, освоившие зимовки на Шпицбергене, называемом поморами Грумантом (см.), были известны на Западе и в Дании пользовались особым вниманием (см. ГРУМАНЛАНДСКИЙ ХОД). Предполагается даже, что новгородские выходцы Старостины бывали на архипелаге даже до 1435 г., иные же называют и более ранних претендентов на первенство ледовых плаваний русских мореходов - владельцев уникальных кочей (см.) - шедевров судостроения XIII в., сошедших со стапелей Белого моря. Однако серьёзные историки в категорической форме отвергают это и считают подобные мнения художественными домыслами «непрофессионалов». Доподлинно известно, что потомок Старостиных, заполярных добытчиков «рыбьего зуба» и морского зверя, Иван Старостин (см.) прославился зимовками на Шпицбергене в течение 32 лет, из них 15 - безвыездно; умер он в преклонном возрасте и похоронен при входе в Айс-фиорд на мысе, носящем теперь его имя. По данным А. А. Жилинского (см.) в конце XVIII в. на Шпицбергене промышляло ок. 2 тыс. 200 поморов на 270 зверобойных судах. То есть, самое малое, каждый восьмой промышленник был кормщиком, можно сказать, истинным капитаном дальнего плавания, который обладал определёнными навигационными знаниями и достаточным опытом управления командой. Огромный опыт груманланов, использовался в будущих государственных российских разработках морского штурма Арктики, а некоторые их потомки стали участниками северных походов по отысканию безлёдного пути через шпицбергенские воды. Ничуть не менее суровый чем Шпицберген арх. Новой Земли с 1727 г. постоянно посещал выдающийся мезенский кормщик А. И. Откупщиков (см.), которому удалось обогнуть его с севера и оттуда, следуя вдоль припайных льдов и лавируя между ледовыми полями Карского моря, добраться до устья Оби. А первым, кто получил истинное и подробное представление о Новой Земле, 477
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz