Адров Н. М. От моря Баренца до моря Беринга: энциклопедия арктических морей России. В 6 т. Т. 2. Г-К / Н. М. Адров. – Мурманск : [б. и.], 2016. - 339 с. : ил., портр.
ветре использовался прямой парус. Поморский карбас имел палубу, внутреннюю и внешнюю обшивки, 2 мачты и бушприт без кливера. На передней мачте поднимали носовой парус (прямой рейковый). Вторая мачта устанавливалась почти посередине судна (чуть ближе к корме) и также вооружалась прямым рейковым парусом. Судно снабжалось 2 помпами и якорем-кошкой весом до 8 пудов. Подводная часть поморского карбаса (как внутренняя, так и внешняя) смолилась, надводная часть и мачты красились в красный цвет, верхняя часть бортов - в чёрный или зелёный. Основу конструкции составляла широкая днищевая доска (долблёная основа) с некоторым подъёмом к штевням (брусы в основе кормы или носа). Обшивка корпуса выполнена из 3 рядов цельных досок. По месту строительства карбасы разделялись на холмогорские, долгощельские, койдинские, мезенские, пустозерские и пр. Холмогорские (см.) или двинские карбасы были самыми крупными. Мезенский карбас шили без киля, что объяснялось заилённостью местных берегов, мешающей вытягивать карбас на берег). На р. Ваге строили карбасы на гнутых вересковых или лиственничных шпангоутах с обшивкой «внакрой» из сосновых или еловых 1 2 миллиметровых досок, сшиваемых медными заклепками; киль выгибался из доски такой же ширины, как и доски обшивки, но толще в 2-3 раза; карбас имел одну пару вёсел. По назначению все карбасы подразделялись на промысловые, разъездные, почтовые, грузовые, таможенные, лоцманские и т. д. На извозных карбасах с командой из 5 чел. перевозили в Соловецкий монастырь (см.) до 45 богомольцев. КАРБАСНИКОВА БУХТА, на западном берегу зал. Чаева и одноимённый ледник к юго-западу от зал. Иностранцева (см.), на западном побережье арх. Новая Земля, названные в 1933 г. зимовщиками п/ст. Русская Гавань (см.) в честь своего товарища - климатолога, доцента Ленинградского университета Михаила Николаевича Карбасникова (1888-1942). КАРБОНАТНАЯ СИСТЕМА ВОД АРКТИЧЕСКИХ МОРЕЙ. Основным фактором, контролирующим карбонатную систему шельфовых вод в весенне-летний период, является значительный терригенный сток (речной сток и продукты эрозии берегового ледового комплекса) и талые ледовые воды, а также большое количество лабильного аллохтонного органического вещества (см.), вовлекаемого биогеохимический цикл. При потеплении климата, увеличении материкового стока, разрушении наземной и подводной мерзлоты атмосферная эмиссия парниковых газов (СО 2 и СН 4 ) усиливается. Поверхностные воды СЛО благодаря низким температурам и, как следствие, высокой способности поглощать СО 2 , становятся коррозионными по отношению к карбонату кальция. Пространственное распределение концентраций поверхностного растворённого СН 4 в российских арктических морях, и особенно в морях Восточной Арктики (МВА), отличается мозаичностью и наличием выраженных пространственных градиентов. В МВА выделяются локализованные области, в которых перенасыщение поверхностной воды растворённым метаном 430
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz