Адров Н. М. От моря Баренца до моря Беринга: энциклопедия арктических морей России. В 6 т. Т. 2. Г-К / Н. М. Адров. – Мурманск : [б. и.], 2016. - 339 с. : ил., портр.
Летним), а затем - противоположного Летнего, и борясь с противными ветрами и течениями, парусно-вёсельные суда, направились к м. Св. Нос (см.). Истома описывает этот мыс как огромную скалу, под которой находится пещера, окружённая страшными водоворотами, затягивающими корабли в свое гипнотическое жерло; на самом деле здесь злодействовал сулой (см.), рождённый столкновением прибрежных морских струй, направленных навстречу друг другу. Чтобы пройти опасное место, согласно народным поверьям, надо было умилостивить морских стражей, поэтому членам экипажа приходилось жертвовать некоторую часть продовольственного запаса. Следующим после Св. Носа опасным участком были Семь о-вов, за которыми путешественников ожидало ещё одно препятствие - м. Мотка, современный п-ов Рыбачий (см.), который можно было обойти лишь за 8 дней. Чтобы не терять времени, дружинники перетаскивали суда волоком (см.) через узкий, в полмили шириной, перешеек, соединяющий Рыбачий с материком. По другим сведениям, п- ов Рыбачий в описаниях средневековых мореплавателей был островом; глубина пролива между материком и Рыбачим составляла ок. 2 м, поэтому мелкосидящие поморские суда свободно миновали водный канал. Согласно информации средневекового княжеского посла и находкам современных археологов, наши далекие предки обладали достаточными для дальних морских походов знаниями. Берестяные лоции (см.), передаваемые по наследству, самодельные мореходные инструменты и набор астрономических и морских названий, а также гурии - пирамиды, выстроенные из камней на вершинах сопок, и навигационные знаки в виде высоких, изготовленных из плавника (вынесенных приливами брёвен) - деревянных крестов с меридиональной ориентацией поперечин, говорят о высоком уровне судовождения поморов (см. МАЯКИ СЕВЕРНЫХ МОРЕЙ). Об арктическом опыте свидетельствует их словарь ледовых терминов (см. ПОМОРСКИЕ ТЕРМИНЫ), дошедший до нашего времени: блинчатый лёд, склянка, молодик, нилас, шуга, снежура, ледяной заберег, несяк, пак, припай (см.) и др. Большие, врытые в землю деревянные кресты, поставлены поморами «из набожности, для испрошения себе попутного ветра», - свидетельствует Н. Я. Озерецковский (см.) в «Описании Колы и Астрахани». Ещё он отмечает: «Другие мореходцы, в тех местах останавливаясь, до оных крестов отнюдь не касаются, хотя бы выметнаго из моря лесу, который обыкновенно на варение пищи употребляется, совсем на берегу не было». Несмотря на отсутствие масштабных мер на первых географических схемах, северные мореходы хорошо представляли себе расстояния между исходными и конечными пунктами своих путешествий, измеряя их количеством суток перехода. Все навигационные приметы и меры расстояний надо было держать в голове, на что способен далеко не каждый, поэтому кормщики (см. КОРАБЕЛЬНЫЕ ВОЖИ...) ценились на вес золота: «На небе бог, на земле царь, - говорили в народе, - а на море кормщик». Их потомки и в нашем ХХ веке не раз удивляли приезжих учёных своими познаниями мореходного дела, хладнокровием и неутомимостью. «Нельзя, 233
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz