Адров Н. М. От моря Баренца до моря Беринга: энциклопедия арктических морей России. В 6 т. Т. 2. Г-К / Н. М. Адров. – Мурманск : [б. и.], 2016. - 339 с. : ил., портр.

жизнь не карьере царедворца, а мытарствам казачьего офицера и путешественника, резко перешедшего на стезю учёного и общественного деятеля, в один из вечеров сделал в Петербурге блестящий доклад о следах оледенения Фенноскандии, и наутро оказался в царской тюрьме. Когда в 1876 г. вышел первый том «Ледникового периода», Кропоткин ещё томился в каземате Петропавловской крепости. Уловив момент в Николаевском военном госпитале, он дерзнул покинуть столичную обитель государственных преступников, правда, не сумев захватить второй том своих научных трудов. В это самое время, другой опальный дворянин, отстранённый от преподавания и научной работы в Петербурге в связи с политическими высказываниями (см. НОРДЕНШЕЛЬД НИЛЬС АДОЛЬФ ЭРИК), совершил пять экспедиций на Шпицбереген и открыл там месторождения каменного угля. Главной целью, которую в южных акваториях Баренцева и Карского морей преследовал русский барон и знаменитый шведский учёный, было изучение стартовых условий сквозного плавания в окружении арктических льдов через Сибирские моря. Из всех архипелагов наиболее привлекательным для интернационала арктических первооткрывателей с самого начала XIX в. был Шпицберген, несмотря на неудачи ледовых прорывов, начиная с В. Баренца и заканчивая В. Чичаговым (см.). В 1860-е гг. предположения о влиянии Гольфстрима на воды Мурмана высказывались русскими исследователями А. Миддендорфом, Ф. Яржинским, Н. Данилевским и М. Сидоровым (см.). После знаменитого дрейфа «Фрама» (см.) СЛО получил статус полноценного океанического бассейна за бездонные глубины, для измерения которых экипажу Ф. Нансена не хватило троса. Окончание великих географических открытий в Арктике стало началом её навигационного освоения как регулярно действующей транспортной магистрали - СМП. Планомерное и настойчивое исследование непроходимых ранее путей было связано с первыми Карскими экспедициями «Сибирякова», «Челюскина», «Седова» (см.) и других советских судов. Дрейф папанинской четвёрки дал мощный толчок развитию целой сети дрейфующих станций СП (см.). Все плавания до появления атомных ледоколов были ограничены трёхмесячным периодом между ранней весной и поздней осенью, когда ледовая обстановка не была особенно суровой и запасов энергии судовых двигателей было недостаточно для более длительных походов. С вводом в эксплуатацию первого АЛ «Ленин» (см.) в 1959 г. было открыто сначала опытное, а затем регулярное плавание в труднодоступные участки СМП не только в весенне­ летний, но и в осенне-зимний периоды (см. ЛЕДОКОЛЬНЫЙ ФЛОТ). С 1975 по 1985 гг. вступили в строй атомоходы второго поколения: «Арктика», «Сибирь» и «Россия», а в 1986 г. спущены на воду ледокол «Советский Союз» и лихтеровоз «Севморпуть» (см.). Наступила очередь кркпнотоннажных атомоходов с малой осадкой, названных в честь двух важных пунктов СМП и двух ледоколов-предшественников: «Таймыр» и «Вайгач» (см.). Славный исторический путь освоения самых труднодоступных ледовых районов Арктики сопровождалась изменениями в 407

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz