Адров Н. М. От моря Баренца до моря Беринга: энциклопедия арктических морей России. В 6 т. Т. 2. Г-К / Н. М. Адров. – Мурманск : [б. и.], 2016. - 339 с. : ил., портр.

свободных ото льда водах СЛО уже ходили драккары («драконы» - парусно­ вёсельные суда, нос которых украшала голова змеи) викингов - доколумбовых первооткрывателей Нового Света. Выдающиеся плавания поморов и викингов (см. ПОМОРЫ, ВИКИНГИ И ИХ ПРЕДШЕСТВЕННИКИ) стали показательными для моряков Европы, когда понадобилось искать северные обходные пути морской торговли с экзотическими странами Индии и Китая. В течение XVI в. могущественные европейские державы отправили ряд экспедиций, ни одной из которых не удалось пробиться сквозь льды, многие экипажи пропали бесследно. Ещё в 1525 г. Павел Иовий (1483-1552), изучавший Московское государство, сообщал о том, что в Китай можно добраться на судах, следуя правым берегом реки Двины, однако, как было установлено впоследствии, итальянский писатель никогда здесь не был и получил сведения о Московии у Дм. Герасимова (см.) - русского посла в Риме; концепцию Герасимова подхватил Себастиан Кабот (см.), в 1548 г. ставший президентом компании «Купцы предприниматели Англии для открытия неизвестных земель, стран, островов, государств и владений». В течение XVI в. богатеющие на международной торговле, никогда не брезгавшие доходным пиратским промыслом морские державы, отправили на север ряд экспедиций, ни одной из которых не удалось пробиться сквозь льды. В начале мая 1553 г. корабли Морского торгового общества «Добрая надежда», водоизмещением 120 т, «Благое упование» (90 т) и «Эдуард Удалец» (160 т), которыми командовали капитан-генерал сухопутных войск Хью Уиллоуби и простые капитаны Корнелис Дурфорт и Ричард Ченслер (см.), взяли курс на север. Плавание было неудачным и закончилось трагически для всех, кроме Ченслера, ставшего первым англичанином, наладившим торговые связи русских купцов с негоциантами Зап. Европы. В следующем году от «Московской компании» на поиск Сев.-Восточного прохода (см.) в Китай и Индию отправился из Англии небольшой корабль под командованием Стивена Барроу (см.). В судовом журнале капитан Барроу записал, что с 20 по 28 июня, когда корабль стоял на якоре в Кольском заливе близ Колы (см.), члены экипажа могли наблюдать проходящие под парусом русские лодьи (см.), в каждой из которых по его подсчётам находилось более двух десятков человек. Выйдя из Кольского залива, Барроу отправился в Карские Ворота (см.), оказавшиеся намертво закрытыми августовским льдом. Через соседний пролив Югорский Шар (см.) Барроу тоже не прошёл, возвратившись в Холмогоры, где остановился на зимовку. Пройти через Карские Ворота англичане впервые смогли в 1580 г. на двух судах «Georg» и «William». Это было последняя инициатива Англии в поисках Северо-Восточного прохода (см.), после чего на его штурм выходит Голландия, только что освободившаяся от владычества Испании. В 1584 г. нидерландский купец Б. Мушерон (см.) задумал организовать новое плавание. Его план был одобрен правительством в 1593 г., и через год голландские купеческие общества отправили четыре корабля для поиска этого пути. В экспедиции, принял участие В. Баренц (см.), до плаваний которого экспедиции, возглавляемые Гудзоном, 405

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz