Адров Н. М. От моря Баренца до моря Беринга: энциклопедия арктических морей России. В 6 т. Т. 2. Г-К / Н. М. Адров. – Мурманск : [б. и.], 2016. - 339 с. : ил., портр.

условия для проявления глобальных процессов (см. ПОТЕПЛЕНИЕ КЛИМАТА. АРКТИЧЕСКИЕ ПУСТЫНИ. МАРГИНАЛЬНЫЕ ФИЛЬТРЫ). Понятие географической оболочки, как единого синтетического образования было предложено П. И. Броуновым (см.) в его «Курсе физической географии» (1910). [17]. ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И НАВИГАЦИОННЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ НАШИХ ПРЕДКОВ. Главным навигационным достижением наших предков стали арктические плавсредства (см. ЛОДЬИ ПОМОРОВ). Поморы не боялись ходить в ледовые воды Белого , Баренцева , Карского и Печорского морей, потому что их плоскодонные лодьи (см.), в отличие от европейский килевых судов (киль появился у парусников, когда мореплавателям потребовалось ходить не только по ветру, но и против него - галсами), были приспособлены к безопасному плаванию во льдах. Этим их замечательным преимуществом пользовались российские кормщики, ходившие через Баренцево и Норвежское моря из Белого в Балтийское путём, освоенным ещё в XII в. У их скандинавских современников (см. ВИКИНГИ) суда имели другие свойства, боле подходящие для плаваний по открытой воде. «Борзые» в безлёдных водах 20-25-метровые парусно-вёсельные драккары норвежцев, найденные в раскопках Гокстада, удивили корабелов совершенством форм и конструкций. 16 пар гребцов, каждому из которых приходилось управляться с 6-метровым веслом, и несколько семей переселенцев с имуществом и скотом могло взять на борт такое судно (более вместительными были широкие грузовые суда с высоко возвышавшимся над водой корпусом: снеккары или кнорры). Не загруженный скарбом драккар имел минимальную осадку, что для боевых операций, которыми славились викинги, давало преимущество на манёврах в устьевых участках и в среднем течении рек, где в основном располагались разоряемые селения. На своих изящно скроенных «кораблецах» средневековые скандинавы промышляли также рыбу и морского зверя (см. НОРВЕЖЦЫ В РОССИЙСКОЙ АРКТИКЕ). Увлечённые охотой, как и их восточные коллеги с берегов Баренцева и Белого морей, они покрывали сотни и даже тысячи километров пути. Наши поморы совершали походы в противоположном направлении, а потому имели более высокие шансы возвратиться домой живыми и невредимыми. Плавания поморов в западном направлении (в «Норвегу Датску») значительно отличались от их походов на север и восток, где находились основные лёжки морского зверя. На запад «бегали парусом» главным образом с торговыми, военными и дипломатическими целями. Но западные безлёдные походы имели свои, специфические трудности, для поморских судоводителей не менее существенные, чем ледовые преодоления на севере и востоке Баренцева моря. Григорий Истома (см.) оставил рассказ о том, как проходило его путешествие в западные земли - туда, где на морских берегах был выстроен «Сторожевой дом» норвежцев - замок Вардёхус. Выйдя из устья Сев. Двины сначала вдоль Зимнего берега (восточный берег Белого моря у поморов назывался Зимним, а западный - 232

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz