Адров Н. М. От моря Баренца до моря Беринга: энциклопедия арктических морей России. В 6 т. Т. 2. Г-К / Н. М. Адров. – Мурманск : [б. и.], 2016. - 339 с. : ил., портр.
Архангельский губернский продовольственный комитет поручил капитану Николаю Константиновичу Мукалову, бывшему ссыльному за участие в «Союзе борьбы за освобождение рабочего класса», организовать экспедицию в устье Енисея за хлебом. В её состав должны были войти л/п «Дежнёв», «Русанов», «Сибиряков», «Седов» и «Соловей Будимирович». Но из-за антибольшевистского переворота экспедиция не состоялась. Было принято решение о создании двух гидрографических экспедиций - в Западно Сибирский и Восточно-Сибирский р-ны СЛО. Начальником экспедиции, был назначен Б. А. Вилькицкий (см.), который не преминул поддержать антибольшевистскую организацию: он же установил связь с сибирскими контрреволюционными группами и посольством Великобритании, рассматривая возможность передачи «Таймыра» и «Вайгача» в руки представителей Белого движения. Налаживая с «Союзом сибиряков- областников», возглавляемым Иннокентием Александровичем Молодых (1866-1921), Вилькицкий написал ему письмо, в котором предвосхитил будущие приёмы освоения важнейшего участка СМП , реализованные лишь к середине 1930-х гг. Кроме оборудования береговых наблюдательных станций Вилькицкий предлагал использовать авиацию для ведения наблюдений за ледяным покровом: в первую очередь построить станцию гидроаэропланов в Югорском Шаре и на Диксоне, а кроме того оборудовать на Диксоне станцию воздушного корабля типа «Илья Муромец»; во вторую очередь - организовать такую же станцию в Маточкином Шаре. Кроме авиационных и чисто гидрографических работ требовался сбор информации по всем отраслям естественно-исторических наук. Несмотря на опасения автора, вынужденного занимать двойственную позицию, большевистское руководство, также вынужденное идти на компромиссы, оказало поддержку не только ему, но и его помощнику П. А. Новопашенному (см.). 2.08.1918 в Архангельске, при поддержке союзников, корабли которых вошли в Сев. Двину, произошёл контрреволюционный переворот, организованный одним из руководителей белого движения, командующим речными и озёрными флотилиями Северной области, капитаном II ранга Георгием Николаевичем Чаплиным (1886-1950). Дальнейшие события были связаны с неудачами доставки грузов, но в целом задание было выполнено. 30.08.1918 начальником экспедиции, отправляемой в устье Оби, был назначен подполковник Корпуса гидрографов Д. Ф. Котельников (см.), который сыграл важную роль в освоении СМП в смутное время Гражданской войны. Был найден удобный перевалочный пункт - бухта Находка (см.), в которой планировалось создание порта. Специалистами было признано, что бухта Находка не так удобна для встречи морских судов с речными (прежде всего из-за своей мелководности), а больше подходит для этого бухта в устье Оби, расположенная в районе мыса Каменного, там, где в наши дни находится крупнейший нефтеналивной терминал «Ворота Арктики» (см.). Правительством было предложено расширить проект и 18.11.1918, после прихода к власти адмирала А. В. Колчака (см.), получившего титул Верховного Правителя России, было создано Морское министерство, в 397
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz