Адров Н. М. От моря Баренца до моря Беринга: энциклопедия арктических морей России. В 6 т. Т. 2. Г-К / Н. М. Адров. – Мурманск : [б. и.], 2016. - 339 с. : ил., портр.

приспособлена к подъёму марса, который надет на мачту и мог свободно передвигаться по ней. Вторгаясь в Арктику под знаменитым лозунгом адмирала «к Северному полюсу - напролом!», ледокольный корабль уже в августе 1899 г. достиг рекордной для того времени 81°21'с. ш. в районе Шпицбергена. Но проломить тяжёлые льды в северном направлению не удалось. Вслед за этим походом была ещё одна неудачная попытка проторить дорогу к полюсу не через северо-запад, а через северо-восток Баренцева моря. В I мировую войну «Ермак» вошёл в состав ВМФ. После 1917 г. использовался на Балтике, с 1934 г. он сменил л/к «Красин» (см.), обеспечивая Карские, Колымские и Ленские экспедиции. Установил рекорд свободного плавания во льдах. Участвовал в снятии со льдины экипажа СП-1 (см.). Обеспечивал выход из тяжёлых льдов л/п «Садко» и «Малыгин» (см.). В годы Великой Отечественной обслуживал навигацию кораблей БФ. В 1953-1963 гг. - в составе ММП (см.) работал в Арктике. В 1963 г. выведен из эксплуатации и в 1964 отправлен на слом (хлопоты И. Д. Папанина о сохранении легендарного ледокола на память не нашли поддержки у Предсовмина СССР, генерального секретаря ЦК КПСС Н. С. Хрущёва). Среди арктических командиров «Ермака» с 1928 г. числятся знаменитые капитаны П. А. Пономарев, М. Я. Сорокин, В. И. Воронин, Д. Н. Чухчин, Ю. К. Хлебников, К. К. Бызов, Г. В. Драницын (см), а первыми капитанами были: ученик и соратник С. О. Макарова М. П. Васильев (см.), затем Н. Н. Коломейцов, Р. К. Фельдман, В. Д. Селенинов (см). В 1949 г. «Ермак» награждён орденом Ленина; в 1965 якорь списанного ледокола установлен как исторический памятник у здания Мурманского краеведческого музея (см.). Кусок борта знаменитого ледокола, по традиции арктических ледокольщиков, врезан в корпус следующего «Ермака» - линейного ледокола, построенного в Финляндии в 1974 г. Водоизмещение нового «Ермака» 20 тыс. т, длина 135 м, мощность 36 тыс. л. с., скорость хода на чистой воде 20 уз. (37 км/час). Он оборудован пневмоомывающим устройством, препятствующим застреванию судна в заснеженном льду. На верхней палубе 2 подъёмных 10-тонных крана, посадочная площадка и ангар для вертолета. Имеет 4 палубы, кинозал, библиотеку, спортзал, бассейн. и др. удобства. До 2000 г. ледокол принадлежал Дальневосточному пароходству, в 2000 - передан администрации СПб порта. [15, 397]. ЕРМИНИИ ЖДАНКО МЫС - баренцевоморский мыс на юге о. Брюса арх. ЗФИ, названный советскими картографами в 1953 г. по имени и фамилии врача экспедиции Г. Л. Брусилова (см.) на шхуне «Св. Анна» в 1912­ 1914 гг. (см. ЖДАНКО ЕРМИНИЯ АЛЕКСАНДРОВНА). ЕРМОЛАЕВ ДМИТРИЙ АНАТОЛЬЕВИЧ (1969 г. р.) - талантливый радиожурналист; поэт; автор краеведческих работ, рассказов и очерков, посвящённых Северу, освоению морской Арктики. Член Союза писателей России (2001). Лауреат премий: Баёва-Подстаницкого (1993), 7-го международного кинорадиофестиваля «Радонеж» (2003), 338

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz