Адров Н. М. От моря Баренца до моря Беринга: энциклопедия арктических морей России. В 6 т. Т. 2. Г-К / Н. М. Адров. – Мурманск : [б. и.], 2016. - 339 с. : ил., портр.

Е ЕВАЛИВ - остров в арх. ЗФИ, ошибочно принятый их первооткрывателем Ф. Нансеном (см.) в 1895 г. за два острова, названные именами его жены Евы и дочери Лив. Впервые ошибка была обнаружена в 1931 г. во время полёта дирижабля «Цеппелин» (см.). В следующем году перешеек, соединяющий острова был подтверждён плаванием по программе II МПГ под руководством Н. Н. Зубова (см. «НИКОЛАИ КНИПОВИЧ»), и назван островом Евалив. ЕВГЕНОВ НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ (1888-1964) - гидрограф и океанолог, морской офицер, участник I мировой войны. Принимал участие в знаменитом плавании на л/к «Таймыр» (1914-1915), командир г/с «Азимут»( 1924), начальник каравана в полярной экспедиции 1932-1933 гг. Узник ГУЛАГа 1938-1943 гг. (см. РЕПРЕССИИ). Докт. геогр. наук, профессор ЛГМИ (1947-1951). Труды: «Лоция Карского моря и Новой Земли (1930)»; «Морские течения» (1957) и др. (см. БИБЛИОГР.). В 1925 г. экспедиция Института по изучению Севера на п/м шхуне «Эльдинг» (нач. Р. Л. Самойлович - см.) назвала в честь Евгенова бухту в глубине залива Г. Седова (вост. побережье арх. Новая Земля). Его имя носит транспортное судно (см. «НИКОЛАИ ЕВГЕНОВ».), юго-восточная оконечность о. Большевик (см.) и пролив, отделяющий от неё о. Старокадомского. Именно этим проливом следовали в 1913 г. л/п «Таймыр» и «Вайгач», когда доктор Л. М. Старокадомский (см.) и лейтенант Н. И. Евгенов одновременно увидели очертания последнего на нашей планете неоткрытого архипелага Северная Земля (см.). [293-296, 672]. ЕВРОПЕЙСКАЯ СТРАТЕГИЯ - принципы, предложенные в докладе Т. Столтенберга (бывшего норвежского министра иностранных дел, отца нынешнего премьер-министра Норвегии), опубликованные в 2008 г., содержащие 13 рекомендаций по осуществлению политического диалога «на равных» с Канадой, США и Россией. Они предусматривают создание арктических оперативных войсковых группировок, патрулирование воздушного пространства, береговую охрану, спасательные службы, совместные морские силы быстрого реагирования, подготовку кадров и др. Сугубо мирные задачи европейцы решают с помощью туристических проектов (см. ЛЕДОКОЛЬНЫЙ ТУРИЗМ). Для создания необходимой для туризма инфраструктуры в 2005 г. в ЕС был разработан и реализован проект «Северный морской коридор ». Он обеспечивает связь северных прибрежных территорий Норвегии и России со странами Европы экологически безопасным морским транспортом. Представители заинтересованных стран участвуют в деятельности Ассоциации по устойчивому развитию арктического туризма (SATA), а также в проекте «Устойчивая модель 330

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz