Адров Н. М. От моря Баренца до моря Беринга: энциклопедия арктических морей России. В 6 т. Т. 2. Г-К / Н. М. Адров. – Мурманск : [б. и.], 2016. - 339 с. : ил., портр.

дрейфа айсбергов (см.) из-за их большой осадки иногда резко отличается от направления дрейфа окружающих полей. Сплочённость льдов, а следовательно и наличие каналов, разводий и трещин (см.) зависят от приливно-отливных течений (см.), которые гораздо значительнее у берегов, зато в открытом океане более регулярны. Наибольшие приливные сжатия льдов наблюдаются при смене отливных течений на приливные, а разрежения - в противоположном случае. [196]. ДРЕЙФУЮЩИЕ СТАНЦИИ - установленные на дрейфующей льдине комплексы станционных домиков для участников полярных экспедиций и необходимого оборудования. Впервые такой эффективный круглогодичный способ исследования Арктики предложил в 1929 г. В. Ю. Визе (см.), а идея наблюдений в дрейфе принадлежит Ф. Нансену (см. ДРЕЙФ «ФРАМА»). Первая дрейфующая экспедиция СП-1 (см.) была высажена в р-не полюса 21.05.1937. Экспедиция длилась 9 месяцев и дрейфовала более 2000 км. Ледоколы « Таймыр» и «Мурман» с няли четвёрку зимовщиков в нескольких десятках километров от берего в Гренландии. С 1950-х гг. непрерывно работали две, а порой одновременно и три дрейфующие станции. Среди станций «Северный полюс» (см. СП-1-40) различались две группы: 1) станции, дрейфующие на паковом льду (сравнительно тонком и недолговечном): СП-1 - СП-5, СП-7 - СП-17, СП-20, СП-21 и 2) станции, дрейфующие на ледовых островах (осколка х глетчера, отделившихся от берега): СП-6, СП-18, СП-19, СП-22. В 1990 г. резко сократилось финансирование полярных исследований, более 1/3 станций было закрыто, и в июле 1991 г. закончила работу последняя советская дрейфующая станция «СП-31». В начале XXI в. Правительство РФ приняло решение возобновить программу исследований, и 25.04.2003 б ыла открыта первая постсоветская дрейфующая станция «СП-32». Теперь очередная СП начинает работу обычно в апреле и работает от 2 до 3 лет, пока не выйдет в пролив Дрейка у Гренландии. В экстремальных случаях станцию приходится эвакуировать раньше срока. Смена полярников производится ежегодно. За всю историю СП дрейфовало более 800 чел. Среднее количество научных работников на одной дрейфующей станции составляет 15 чел. Все СП организуются ААНИИ (см.). «ДРЕЙФУЮЩИЙ ВУЗ» - организованный по инициативе опытного астронома-геодезиста С. А. Янченко (см.) институт на зимовке ГСМП. Возглавил «дрейфующий вуз» гидрограф В. И. Воробьев (см.). Сферическую астрономию и гравиметрию читал профессор И. Д. Жонголович, лоцию - Н. И. Евгенов, гидрологию - Б. А. Моржов и Ю. К. Чернявский, электронавигационныс приборы - гидрограф А. И. Краснов. Большинство из выпускников «дрейфующего вуза» стали полярниками: Л. И. Виноградов, А. И. Гаудис, А. П. Македонский, И. И. Корчажинский, Ю. С. Сырокомский, И. Д. Шаронов, М. Е. Шадрин (см.) и многие другие, которые всю жизнь отдали гидрографическому освоению Арктики. Среди них были такие, имена которых нанесены на карту. Тогда на зимовке мало 323

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz