Адров Н. М. От моря Баренца до моря Беринга: энциклопедия арктических морей России. В 6 т. Т. 2. Г-К / Н. М. Адров. – Мурманск : [б. и.], 2016. - 339 с. : ил., портр.
льдов в Карском море изменяется на противоположное и устанавливается транзит в Восточно-Сибирском и Чукотском морях. Скорости дрейфа льдов в осенне-зимний период в среднем близки 70-75, в июле-сентябре она не превышает 50-60 км/мес. При небольших скоростях дрейфа возрастает вероятность адвекции льдов из открытого океана в моря Карское и Лаптевых и, наоборот, их выноса из Восточно-Сибирского и Чукотского морей. [190]. ДРЕЙФ «СВ. АННЫ». В соответствиии с экспедиционным планом лейтенанта Г. Л. Брусилова (см.) ег о шхуна б лагополучно прошла прол. Карские Ворота (см.) и в конце октябр я 1912 г. о казалась зажатой льдами у западного побережья п-ов а Ямал ( см.) на широте 71°45', после чего под сильным южным ветром начался дрейф на север, вместо намеченного на восток. К лет у 1913 г. « Св. Анну» (илл.) вынесло северне е Новой Земли. Попытки пропилить в ледяном поле канал до ближайшей полыньи не удались, пришлось готовиться ко второй зимовке. Обстоятельства усугубились дополнительной западной составляющей дрейфа. К тому же, в условиях длительного безнадёжного ледового плена и замкнутого пространства бедствующего судна, созрела конфликтная ситуация, исходящая из непримиримых разногласий между начальником экспедиции и штурманом В. И. Альбановым (см.), который после очередных нервных разборок с капитаном зимой 1914 г., получив «увольнение по собственному желанию», решил покинуть корабль и попытаться добраться до земли по льду. Неожиданно к нему согласилось присоединиться 13 добровольцев. Вениамин Каверин (см.), автор «Двух капитанов», написанных с использованием материалов экспедиции Брусилова, считал, что Альбанов, как полярный штурман, понимал, что судно обречено и единственное спасение - ЗФИ, пока она сравнительно недалеко; Брусилов же был категорически против, потому что тогда пришлось бы отвечать за провал экспедиции и отчитываться за погибшее судно; к тому же отсутствие арктического опыта давало надежду на счастливый случай, который Арктика предоставляет крайне редко. Следует отметить особое мужество судового врача Е. А. Жданко (см.), ставшей символом непобедимости романтических устремлений первопроходцев Арктики и силы характера, не единожды в российской истории доказавшей героическую самоотверженность русской женщины. [15]. ДРЕЙФ «ФРАМА» - уникальная экспедици я 1893- 1896 г г., задуманная Ф. Нансеном (см.) для достижения Северного полюса и выполнения комплекса оканографических, гидрометеорологических и 321
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz