Адров Н. М. От моря Баренца до моря Беринга: энциклопедия арктических морей России. В 6 т. Т. 1. А-В / Н. М. Адров. – Мурманск : [б. и.], 2016. - 268 с. : ил., портр.

преодолевают со скоростью до 10 уз. (18.5 км/час). На берегах Баренцева и Белого морей, в Мурманской и Архангельской областях сосредоточено самое большое в мире количество атомных реакторов, которые теперь не пользуются той пылкой любовью, какую испытывали в период становления боевой и энергетической мощи великой страны. Однако следует признать, что достойной альтернативы ядерному горючему пока не существует. АТОМНЫЙ ЛЕДОКОЛЬНЫЙ ФЛОТ РОССИИ - созданные с целью обеспечения проводки судов по СМП, используемые для перевозки грузов (в основном железной руды из Норильска на Кольский п-ов) и туристических круизов на Северный полюс атомные ледоколы, имеющие богатую историю, освещённую в книге В. П. Семёнова (см.) «Мурманское морское пароходство: 1939-2009 гг.» (см. БИБЛИОГР.). Решение о строительстве первого АЛ было принято в 1953 г., закладка - в 1956, а в 1959 г. АЛ «Ленин» (см.) был спущен на воду со стапелей Адмиралтейского завода в Ленинграде. В 1989 г. он был выведен из эксплуатации и поставлен на вечную стоянку у причала пассажирского порта в Мурманске, став главной арктической достопримечательностью города-героя. Также выведены из эксплуатации АЛ «Сибирь» и «Арктика». Четвёртым АЛ стала эксплуатируемая в настоящее время ФГУП «Атомфлот» «Россия» (23 тыс. т, спущена на воду в 1983 г. на Балтийском заводе им. Серго Орджоникидзе в Ленинграде). Следующим был ледокол «Советский Союз» (23 тыс. т, 1986 г.). В 2004 г. он был одним из трёх ледоколов, участвовавших в исследованиях влияния глобального потепления в Арктике. Ледокол «Таймыр» (21 тыс. т), построенный в конце 1980-х гг. в Финляндии на судоверфи «Вяртсиля Морская Техника» в Хельсинки по заказу Советского Союза, предназначенный для проводки судов в устья великих рек Сибири (см.), отличается уменьшенной осадкой. АЛ «Вайгач» (21 тыс. т), спущенный на воду в 1989 г. на той же финской судоверфи, тоже обладает уменьшенной осадкой. АЛ «Ямал» (23 тыс. т, спущен на воду в 1992 г.) помимо обслуживания экспедиций и дрейфующих станций, сопровождения судов, идущих по СМП, и спасательных работ, совершает туристические круизы на Северный полюс. Крупнейший в мире АЛ «50 лет Победы» (25 тыс. т, построен в 2007 г.) заложен в 1989 г. на Балтийском заводе в Ленинграде, однако строительство было приостановлено и возобновлено только в 2003 г. Многофункциональное судно-контейнеровоз ледового класса « Россита » (4 тыс. т, год постройки: 2011) предназначено для транспортировки ОЯТ и материалов утилизированных АПЛ с бывших береговых баз ВМФ РФ. Контейнеровоз способен развивать скорость 12 уз. (22 км/час) и находиться в автономном плавании 3 тыс. миль (5,5 тыс. км). Построен на верфи компании «Финкантьери» г. Ла-Специя (Италия), спущен на воду в 2010 г. Передан ФГУП «Атомфлот» в июле 2011 г. Также компания «Атомфлот» (см.) эксплуатирует лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть», плавтехбазы «Имандра» и «Лотта», спецтанкер для жидких радиоактивных отходов «Серебрянка» и судно для обеспечения санитарной обработки персонала и 86

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz