Адров Н. М. От моря Баренца до моря Беринга: энциклопедия арктических морей России. В 6 т. Т. 1. А-В / Н. М. Адров. – Мурманск : [б. и.], 2016. - 268 с. : ил., портр.
государственной казны (см. БЕЛОЕ МОРЕ: ФРАГМЕНТЫ ИСТОРИИ). Интерес Петра Великого (см.) к единственному в то время русскому морскому порту возник одновременно с замыслом о строительстве национального флота. В 1693 г. Пётр собственноручно заложил здесь торговый морской корабль «Св. Павел» и в следующем году лично спустил его на воду. В третий раз Пётр приехал в Архангельск в 1702 г., взяв с собой сына Алексея, большую свиту и 5 батальонов гвардии. В 1708 г. в числе 8 губерний Российской империи была образована Архангелогородская губерния. Начиная с 1713 г., император начал стеснять торговлю через Архангельск в пользу «новоманерного» флота и нового балтийского порта - Санкт-Петербурга. В 1718 г. он издал указ, запрещавший беломорский экспорт хлеба и импорт заграничных товаров; если в 1715 г. в Архангельск пришло 230 судов, то в 1724 - всего 19. В правление Екатерины I, Елизаветы Петровны, Петра III и Екатерины II (см.) снимаются ограничения на внешнюю торговлю через Архангельск, но город уже не смог вернуть себе статус главного порта России (илл.: на рейде Архангельска XVIII в.). В период наполеоновских войн и в связи с континентальной блокадой Великобритании в 1807-1813 гг. Архангельск испытал новый экономический подъём, т. к. являлся единственным в России портом, куда могли поступать колониальные товары, к тому же город продолжал оставаться одним из крупнейших кораблестроительных центров. В мае 1869 г. архангельским губернатором был назначен Николай Александрович Качалов (1818-1891) - создатель первого морского пароходства. В 1915 г. при управлении Архангельского торгового порта открыто ледокольное бюро, в составе которого было 13 ледокольных судов, положивших начало их флотилии. Во время иностранной интервенции (см.) в 1918-1919 гг. Архангельск был оккупирован английскими, американскими и французскими войсками и объявлен столицей Северной области. Освобождён в 1920 г. частями Красной Армии. В годы Великой Отечественной войны в город прибывали арктические конвои (см.) и привозили грузы в рамках ленд-лиза. С основанием в 1916 г. на берегу незамерзающего Кольского залива порта Мурманск (см.), куда со временем были перенесены рыбообрабатывающие и судоремонтные предприятия, Архангельск потерял былое значение. В настоящее время он, тем не менее, остался по- прежнему «воротами в Арктику» и крупным областным центром, портом (илл. 2), по длине причалов второй после Лондона. В Архангельске находятся предприятия лесной и химико-лесной отрасли, центры судоремонта («Красная Кузница») и машиностроения 78
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz