Адров Н. М. От моря Баренца до моря Беринга: энциклопедия арктических морей России. В 6 т. Т. 1. А-В / Н. М. Адров. – Мурманск : [б. и.], 2016. - 268 с. : ил., портр.

воды. В открытом океане апвеллинг образуется при расхождении поверхностных течений как компенсационный подъём глубинных вод к поверхности (см. ДИВЕРГЕНЦИЯ.). Локальные зоны апвеллинга появляются после прохождения глубоких циклонов (см.) и сопутствующих им сильных штормов. Подобные апвеллинги появляются в вихрях больших океанических течений. Локальные апвеллинги развиваются также у подветренной стороны островов и мысов, выступающих навстречу течению, над банками и подводными горами, на границах водных масс (см. ФРОНТАЛЬНЫЕ ЗОНЫ) и над подводными возвышениями или хребтами в открытом море. На арктических шельфах апвеллинг благоприятствует каскадингу (см.). [16, 17]. АПЛ - атомные подводные лодки . В 1955 г. Советским правительством и Министерством обороны обсуждалась концепция развития ВМФ, которая в 1960-е гг. объявила приоритет АПЛ. 1958 г. - начало постройки АПЛ класса «Ноябрь»: (длина 110 м, водоизмещение в непогружённом положении 4 тыс. 200 т, максимальная скорость 26 уз. - 48 км/час, экипаж из 80 чел.). АПЛ К-3 «Ленинский Комсомол» (штурмовой подводный корабль класса «Ноябрь», оснащённый двумя ядерными реакторами) спущена на воду в апреле 1958 г. В том же году началось изготовление АПЛ класса «Отель I- III» (130 м, 5,5 тыс. т). «Урожайный» 1967 г.: начало постройки АПЛ класса «Янки I-II» (130 м, 9 тыс. 300 т, 30 уз. - 56 км/час; 120 чел.); начало постройки АПЛ класса «Чарли I-II» (103 м, 5,4 тыс. т, 28 уз. - 52 км/час; 100 чел.); начало постройки АПЛ класса «Альфа» (81 м, 3,5 тыс. т, 45 уз. - 83 км/час; 45 чел.). Субмарины класса «Альфа» были изготовлены из титана, и, исключая корабли класса «Майк», имели самую большую глубину погружения и самую высокую скорость хода. 1968 г. - начало постройки АПЛ класса «Виктор I-III» (105 м, 6,2 тыс. т, 32 уз. - 59 км/час; 100 чел.). 1971 г. - начало постройки АПЛ класса «Дельта I-IV» (170 м, 11 тыс. т, 28 уз. - 52 км/час). 1973 г. - начало постройки АПЛ класса «Папа» (110 м, 6,4 тыс. т, 35 уз. - 65 км/час; 90 чел.). 1978 г. - начало постройки АПЛ класса «Оскар» (150 м, 16 тыс. т, 35 уз. - 65 км/час; 130 чел.). К началу 1980-х гг. программа строительства советского флота предусматривала все классы кораблей, имеющихся в НАТО (см. НАТО В АРКТИКЕ). АПЛ класса «Тайфун» (илл.) (170 м, 25 тыс. т, 30 уз. - 56 км/час; 150 чел.) - стратегические ракетоносцы, созданные в противовес американским «Огайо» (6 «Тайфунов» против 12 «Огайо»), построены в Северодвинске (см.) в 1980-1989 гг. специально для операций под плавучими льдами СЛО (подводные крейсеры могут годами не выходить на поверхность). С появлением «Тайфунов» и «Огайо» более половины «сухопутного» ядерного арсенала человечество смогло укрыть подальше от 59

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz