Адров Н. М. От моря Баренца до моря Беринга: энциклопедия арктических морей России. В 6 т. Т. 1. А-В / Н. М. Адров. – Мурманск : [б. и.], 2016. - 268 с. : ил., портр.

Грозный (см.) устроил первому на московской земле англичанину достойный приём, имеющий политическую подоплёку - налаживание торговых связей с Западной Европой, блокируемых Швецией, Польшой, Литвой и Турцией. Другие два судна - «Добрая надежда» и «Благое упование» - весной 1554 г. были найдены архангельскими промышленниками в одном из становищ Мурманского берега, близ о. Нокуев, что у мыса Св. Нос (см.). Экипажи (63 чел.), оставшиеся на зимовку, погибли. Остался дневник Хью Уиллоуби, который был опубликован в Англии и России. Подвиг Ченслера был приравнен англичанами великим плаваниям Колумба и Васко да Гамы. Затем от «Московской компании» на поиск Северо-Восточного прохода в Китай и Индию отправился из Англии небольшой корабль «Searchthrift» под командованием Стивена Барроу (см.), служившего когда-то у Ченслера старшим штурманом. В самый разгар лета августовский лёд, вставший непроходимой стеной на пути английской команды, намертво закрыл Карские Ворота (см.). Через пролив Югорский Шар (см.) Барроу тоже не прошёл, возвратившись в Холмогоры, где остановился на зимовку. В дальнейшем, не позднее 1588 г., по данным, собранным его братом Уильямом Барроу (см.), была впервые нанесена на карту южная оконечность Новой Земли, причём широта крайней южной точки архипелага: 70°30'N была определена точно. Прорваться через Карские Ворота англичане впервые смогли в 1580 г. на двух небольших судах «Georg» (водоизмещением 40 т) и «William» (20 т) той же «Московской компании». Экспедицию поддержал Герард Меркатор (см.), считая задуманное плавание сравнительно лёгким. Возглавили путешествие на барках «Джордж» и «Вильям» опытные британские моряки - Артур Пит и Чарлз Джекмен. Вопреки мнению великого фламандского географа, в Карском море на пути англичан встали непреодолимые плавучие льды, и судам пришлось повернуть назад. Это было последняя инициатива Англии в поисках Северо-Восточного пути (см.), после чего на его штурм выходит Голландия, только что освободившаяся от владычества Испании. В период XVI-XVII вв., времени расцвета голландского могущества на море, восхождению на арену Мирового океана немало способствовал промысел сельди - в нём участвовало до 12 тыс. рыболовецких судов, добывая в отдельные годы свыше 1 млн бочек. В 1584 г. нидерландский купец Бальтазар Мушерон (см.), не уделив должного внимания неудачам соседей- англичан, задумал организовать новое, более «продуманное» плавание Северным путем. Собрав сведения о Ледовитом океане у своих агентов в Московии, он изложил правительственным кругам в 1593 г. план об установлении торговых сношений с Дальним Востоком через северные моря. План был одобрен, и через год голландские купеческие общества отправили четыре корабля для поиска этого пути. В обречённой на неудачу экспедиции, принял участие Виллем Баренц (см.), именем которого назовут вначале открытую часть (к северу от линии Вардё-Маточкин Шар), а затем и всё море. Имя Баренца оно получит через полтора столетия, в 1853 г., от 49

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz