Адров Н. М. От моря Баренца до моря Беринга: энциклопедия арктических морей России. В 6 т. Т. 1. А-В / Н. М. Адров. – Мурманск : [б. и.], 2016. - 268 с. : ил., портр.
АНГЛИЙСКИЕ И ГОЛЛАНДСКИЕ СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ЭКСПЕДИЦИИ. Англичане были самыми активными инициаторами походов на северо-восток, потому что южная дорога в Индийский океан была перекрыта могущественными португальцами и испанцами, не говоря уж о юго-восточном пути через Красное море, где проходили арабские торговые пути, жёстко контролируемые верноподданными слугами Аллаха. В средние века Англия несколько запаздывала с инициативой морского владычества, но недолго оставалось ждать того времени, когда крупнейшая колониальная держава Испания почувствовала мертвую хватку английских флотоводцев- пиратов Френсиса Дрейка, Джона Хокинса и Уолтера Рэйли, ставших «великими людьми нации». Но каперские флотилии, которым британское правительство во главе с королевой Елизаветой I (1533-1603) с удовольствием прощало грехи морских разгулов, лишь бы добытое нечестивым путем золото текло в государственную казну, не могли решить все проблемы страны. Экономика требовала планового развития торговли с дальними странами, где продукция английской промышленности могла быть выгодно продана или обменена. Реализация товаров стала беспокоить английских деятелей ещё во время политического союза с Испанией против Франции в вопросе о господстве над Италией. В течение XVI в. богатеющие на международной торговле, никогда не брезгавшие доходным пиратским промыслом, морские державы отправили на север ряд экспедиций, ни одной из которых не удалось пробиться сквозь льды, а некоторые экипажи пропали бесследно. Наибольшую известность получили экспедиции Д. Рутта и Р. Торна, вышедших в плавание из Бристоля летом 1527 г. По мысли авторов проекта, в Индию беспрепятственно можно было пройти вдоль берегов Норвегии, России и Китая, о чём не раз уверенно сообщалось властям Великобритании видавшими виды китобоями и знатоками морских портуланов. В начале мая 1553 г. корабли Морского торгового общества: «Bona Esperanza» («Добрая надежда», водоизмещением 120 т), «Bona Confidentia» («Благое упование», 90 т) и «Edward Bonaventure» («Эдуард Удалец», 160 т), которыми командовали капитан-генерал сухопутных войск Хью Уиллоуби (см.), храбрый потомок знатного английского рода, но не обладающий морскими титулами, и капитаны Корнелис Дурфорт и Ричард Ченслер (см.), взяли курс на север. Плавание было неудачным и закончилось трагически. На входе в Баренцево море, не дотянув до мыса Мурманский Нос, названного Ченслером Нордкапом (см.), во время шторма эскадра потеряла «Удальца Эдварда». Именно ему, единственному из эскадры кораблю под командованием Ченслера, посчастливилось избежать зимовки на временных поморских становищах Мурмана (см.), и добраться до постоянно населенных людьми берегов в устье Сев. Двины. Здесь сэр Ричард, который славился находчивостью и остроумием, выдал себя за королевского посла Великобритании. По настоятельной просьбе мореплавателя и указанию холмогорских властей самозванный представитель британской короны был доставлен в Москву, где царь Иван 48
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz