Адров Н. М. От моря Баренца до моря Беринга: энциклопедия арктических морей России. В 6 т. Т. 1. А-В / Н. М. Адров. – Мурманск : [б. и.], 2016. - 268 с. : ил., портр.
Китай северо-восточными речными дорогами, «открытыми» для читателей географом XVI в., выдающимся картографом Джакомо Гастальдо (1500 1566). Воображение властителей, мореходов и негоциантов не уступало воображению географа. Особенно после признания осуществимости Северо Восточного пути главным, но сомнительным с точки зрения подлинности величия его полярных эпопей, морским авторитетом того времени, вышеупомянутым Себастианом Каботом, сыном знаменитого генуэзца Джона (Джованни) Кабота (1450-1499), под английским флагом, на корабле «Мэтью» вторично после древних норвежцев открывшего Северную Америку в 1497 г. в районе то ли Ньюфаундленда, то ли Лабрадора. Во время плавания английской эскадры, состоящей из четырёх кораблей, в 1498 г. Джон Кабот внезапно умер и экспедицию возглавил его сын, тоже, естественно, не открывший Северо-Западный проход и вынужденный уйти на некоторое время из британской морской службы в испанскую. Не добившись успеха на западе, англичане обратили свой взор на Северо-Восток в сторону Московии. На картах Антония Вида (1538), Меркатора (1554), Герберштейна (1556) и Дженкинсона (1568) река Обь, в устье которой можно было попасть только миновав Баренцево море, показана на крайнем востоке евразийского континента, то есть материк Евразии казался тогда гораздо меньше, чем он есть на самом деле. Это служило большим стимулом для нетерпеливых первопроходцев. Смелый и оборотистый английский купец с дипломатическими наклонностями Энтони Дженкинсон (1529 1610), начав свою крупномасштабную торговую эпопею с Холмогор (см.) в 1557 г. и добравшись по рекам и пустыням до самого Тегерана, описал свои впечатления (самые сильные от незаходящего круглый день заполярного солнца) в записках и составил картосхемы далеких от Англии краёв. Конечно, эти схемы не могли быть объективными. Даже при очень большом желании нам сейчас невозможно представить себе, как реализовывались географические модели путешественниками, особенно морскими. Для нас каждое географическое название автоматически высвечивает на карте точку с определенными координатами и массой других подробностей, для них - не существовало системы отсчёта, и представления об иных землях и иноземцах были самые фантастические. Это и объясняет великие планы государей, представляющих планетарные пространства только с точки зрения своих завоевательских планов и ничего более, надеясь лишь на самоуверенные «географические» услуги своих подданных. После самых первых «географических» описаний стран и народов возникли карты в виде круга, разбитого на секторы Европы, Азии и Африки. Только благодаря каботажным плаваниям стали появляться очертания берегов, и лишь дальние плавания после великих географических открытий XV-XVI вв. создали предпосылки для объективного представления о земном шаре. Хотя мы точно знаем о грандиозных дальних плаваниях жителей Океании, финикийцев, флотоводцев Поднебесной. Но никто из них не оставил потомкам даже таких несовершенных географических схем, которые стали производить на свет средневековые мореплаватели-европейцы (именно 258
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz