Адров Н. М. От моря Баренца до моря Беринга: энциклопедия арктических морей России. В 6 т. Т. 1. А-В / Н. М. Адров. – Мурманск : [б. и.], 2016. - 268 с. : ил., портр.

(1970 г. р.), повторившего маршрут С.И.Дежнёва (см.). Картина снята при поддержке РГО, она получила множество восхищённых отзывов зрителей, которые отметили особенное мастерство панорамных съёмок. По словам автора фильма, он искал природу и психологию XVII века в нынешней реальности, обращаясь к быту современных этносов (см.), сохранившихся до настоящего времени в первозданном виде. По пути съёмочная группа засняла встречи с участниками нескольких арктических экспедиций, в том числе и ФёдораКонюхова (см). ВЁЛЬКЕН - мыс и ледник на сев.-западном побережье арх. Новая Земля, названные в 1933 г. зимовщиками геофизической полярной станции Русская Гавань (см.) в честь немецкого геофизика и сейсмолога Курта Вёлькена (1905 г. р.), работавшего на станции в 1932-1933 гг. в порядке сотрудничества учёных во время МПГII (см.) в экспедиции М.М. Ермолаева и В. Э.Петерсена (см.). Вместе с коллегой доктором Иоахимом Шольцем Вёлькен участвовал в сборе разведматериалов в интересах фашистской Германии; за «сотрудничество с советским режимом» был заключён ею же в концлагерь, но, в отличие от погибшего там Шольца, был вызволен влиятельными родственниками и эмигрировал в Латинскую Америку. ВЕПРЕВИВАНЕЛИСЕЕВИЧ (1802-?) - офицер КФШ (см.), именем которого назван остров в арх. Новая Земля (1833). ВЕПСЫ - коренное население сев. -запада России, принадлежащее к восточно-балтийскому антропологическому типу с некоторыми признаками беломорского компонента. Метисный (европеоидный с монголоидными компонентами) тип рассматривается как древнейшие предки прибалтийско- финских народов. В 1931 г. была создана вепская письменность на основе латинского алфавита, началось преподавание на вепском языке. В конце 1937 г. деятельность по национально­ культурному развитию была прекращена. Видных представителей вепской интеллигенции, многих партийных и советских работников обвинили в национализме и подвергли репрессиям (см.). Миграция в города привела к увеличению вепского городского населения и его быстрой ассимиляции, сокращению этнической территории. С конца 1980-х гг. объединились усилия научной и творческой общественности и самих вепсов не только в изучении их истории, но и решении проблем дальнейшего существования этого народа. В возрождении этнической культуры ведущую роль играют вепские сообщества. В 1987 г. прошёл первый национальный праздник «Древо жизни». 213

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz