Адров Н. М. От моря Баренца до моря Беринга: энциклопедия арктических морей России. В 6 т. Т. 1. А-В / Н. М. Адров. – Мурманск : [б. и.], 2016. - 268 с. : ил., портр.
XIV в . Холмогоры ( см.) на Сев. Двине. Оттуда в 1492 г. в Данию отправился торговый флот, гружёный зерном и имеющий на борту послов Ивана III Великого (см.), полномочных представителей морской державы. А первым иностранным кораблём, прибывшим в Белое море, был английский корабль «Edward Bonaventure» («Эдуард Удалец») под командованием Р. Ченслера ( см.). Вместе с двумя другими кораблями под командованием Хью Уиллоби ( см.) они искали северный путь в Индию. Экспедиция была снаряжена королем Эдуардом VI ( 1537-1553) и группой английских купцов. Все корабли кроме «Бонавентуры» погибли при невыясненных обстоятельствах. Капитану Ченслеру удалось войти в Белое море и достичь Xолмогор, откуда он последовал в Москву к царю Ивану IV Грозному ( см.). Возвращаясь из России в 1554 г. Ченслер вёз подробное описание Москвы и Русского Севера, которые были малоизвестны Европе, а также письмо царя с пожеланием установить с Великобританией торговые отношения. В Англии учреждаетс я Московская компания ( см. КАБОТ СЕБАСТИАН), целью которой была торговля с Россией через посредство Белого моря. Вслед за англичанами последовали и голландцы (см. АНГЛИИСКИЕ И ГОЛЛАНДСКИЕ СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ЭКСПЕДИЦИИ), и вскоре Xолмогоры превратились в важный пункт торговли мехом и рыбой. В городе, как иностранцами, так и русскими создавались лавки и торговые фактории. В порту была построена крепость, которая выдержала осаду польско- литовского войска в 1613 г. Увеличение грузооборота привело к перезагруженности порта, который стоял на реке, и, следовательно, имел ограничения по тоннажу и осадке судов. В результате в дельте Сев. Двины в 1584 г. возник город Новые Xолмогоры, позднее переименованный в Архангельск ( см.). До начала XVIII в. через Белое море проходило большинство русских торговых маршрутов, однако это было не очень удобным, т. к. Белое море более полугода покрыто льдами. После основания Санкт-Петербурга п оток товаров существенно сократился, основные морские торговые пути переместились на Балтийское море (см. ПЁТР I АЛЕКСЕЕВИЧ). А с 1920-х гг. большинство перевозок были переведены с Белого моря в незамерзающий порт Мурманск ( см.). Первая карта Белого моря была помещена в атласе Ван-Кейлена «Зее-факел», изданном в Амстердаме в начале XVII в. Большая часть карты была составлена способом глазомерной съёмки, а западная часть Белого моря, Мезенский залив и Канинский берег нанесены не без помощи промышленников-поморов. С этой карты в 1701 г. голландец Андриян Шенбек гравировал в Москве первые карты Белого моря, мзданные на русском языке. В 1727 г. Адмиралтейств- коллегия поручила капитану Деоперу и штурману Казакову произвести опись Белого моря. На основании проведённых ими работ была составлена новая карта Белого моря. В 1741 г. «мастер от флота» (старший штурман) Бестужев и мичман Михайлов описали берега Горла и Воронки Белого моря от Мезенской губы до м. Канин Нос (см.). В 1756-1757 гг. штурманы Беляев и Толмачёв описали «береговою мерою» восточный берег Белого моря от Архангельска до м. Конушина и о. Моржовец (см.). Они астрономически 128
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz