Адров Н. М. От моря Баренца до моря Беринга: энциклопедия арктических морей России. В 6 т. Т. 1. А-В / Н. М. Адров. – Мурманск : [б. и.], 2016. - 268 с. : ил., портр.
следующего года плыть дальше на восток. Но его план был отвергнут и все благополучно возвратились на родину, чем полностью охладили пыл частных предпринимателей, финансирующих заполярные экспедиции. Только после того как правительство назначило премию в 25 тыс. гульденов за открытие Северо-Восточного прохода, амстердамские купцы дрогнули и проявили интерес к следующей экспедиции в составе теперь уже только двух кораблей под командованием торговых комиссаров эскадры: Я. К. Рийпа и Я. В. ван Гемсерка (см.). Команды двух судов состояли из добровольцев. Баренц, наживший немало врагов среди амстердамского руководства, не допустившего строптивого капитана к командному посту, согласился участвовать в экспедиции в качестве главного штурмана флотилии на корабле Гемскерка. Авторитет опального мореплавателя был безоговорочно принят обоими капитанами судов и всем составом экипажей. Теперь главный штурман был убеждён, что Новую Землю надо обходить с севера. Следуя на север, экспедиция открыла о. Медвежий (см.), правильно определив его широту 74°30'N; продолжив плавание, приблизилась к Шпицбергену, который члены экипажа ошибочно, но вполне естественно для того времени, приняли за часть Гренландии. Здесь они встретили тяжёлые паковые льды (см.). Возвратившись к Медвежьему, Баренц взял курс на Новую Землю, чтобы попытаться, обогнув её с севера, как советовал ещё на берегу датский географ Петер Планциус (см.), отправиться на поиск арктического прохода. Капитан Рийп выбрал другой путь - к северу от Шпицбергена. Но вопреки планам экспедиции и стараниям экипажа успешное поначалу плавание вдоль западного берега Новой Земли трагически закончилось Ледяной гаванью (см.). Маневрируя среди ледовых полей в районе северной оконечности Новой Земли, моряки попали в безвыходное положение. 11 сентября голландцы причалили к подходящему береговому уступу и приступили к сбору плавника (стволов деревьев, принесённых течениями и выброшенных приливом на литораль - см.) для строительства дома. Через месяц они переселились с корабля в новое жильё. После зимовки, затруднённой недостатком провианта, и смертельным объятиям цинги, которая унесла несколько жизней и серьёзно подкосила здоровье Баренца, экипаж был вынужден бросить корабль и спасаться на шлюпках. К этому времени Баренц уже не вставал и через четыре дня перехода, на траверзе мыса Нассау вблизи острова, впоследствии названного его именем, Баренц умер. Остатки экипажа во главе с Гемсерком с большими трудностями добрались до о. Междушарский, откуда были переправлены на материк русскими поморами. Когда уцелевшие члены экипажа прибыли в Колу (см.), здесь они встретились с капитаном Рийпом, который после неудачного рейса на север успел вернуться в Голландию и прийти с грузом товаров в Россию. На корабле Рийпа участники зимовки были доставлены домой, где их давно считали мёртвыми. В 1598 г. в Амстердаме была издана первая довольно подробная схема Новой Земли (см. НОВАЯ ЗЕМЛЯ: ИЗ ИСТОРИИ ОТКРЫТИЙ), на которой береговая черта обрывается на конечном пункте экспедиции - Ледяной гавани (см.), далее на восток, должно быть, 104
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz