Адров, Н. М. От моря Баренца до моря Беринга : энциклопедия арктических морей России. В 3 т. Т. 3: С - Я / Н. М. Адров. – Мурманск : МОРИНФО, 2023. - 671 с. : ил., портр. - (Морская информатика).
СЕВЕРНЫЙ 46 -------------- СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ В ВОЕННОЕ ВРЕМЯ. В годы 2-й мир. войны помимо обеспечения проводки союзных карава нов (см.) осуществлялись транспортные перевозки по всей трассе СМП, к-рая была поделена на 2 основных сектора: Западный (моря Баренцево, Карское и Лаптевых) и Восточный [Восточно-Сибирское, Чукотское и Берингово). В каждом из них имелся штаб морских операций. Руководили ими извест ные полярные капитаны М. П. Белоусов и А. П. Мелехов (см.). В распоряжении штабов была радиослужба, а также научно оперативная и авиационная. Ледовую обстановку в каждом секторе прогнозировали синоптические бюро: западное — на о. Диксон, восточное — на м. Шмидта (см.). Стратегической разведкой занимались самолёты полярной авиации. На ос новании аэрологических данных специалисты Арктического ин-та составляли долгосрочный ледово-синоптический про гноз на лето, а в период навигации ледовые условия уточня лись с помощью оперативной воздушной разведки. Война изменила практику навигации: в Баренцевом и Карском морях осуществлялись проводки по двум направлениям — по внешне му проходило движение союзных караванов из США и Англии, а внутреннее обеспечивало местную доставку грузов. 15 октября 1941 И. Д. Папанин (см.) был назначен уполно моченным ГКО СССР с сохранением должности начальника ГУСМП. Руководство специальным штабом Уполномоченного ГКО поручили К. С. Бадигину (см.). Навигация 1943 в Западном секторе Арктики проходила в су ровых ледовых условиях. В августе из моря Лаптевых в Карское л/к «Иосиф Сталин» и л/р «Фёдор Литке» провели 3 судна, до ставившие грузы из портов США. Для охраны были направлены минный заградитель «Мурман», СКР-19 («Семён Дежнёв») и три тральщика. В начале сентября конвой ВА-8 прибыл на Диксон, но дальше транспортные суда не пошли из-за активности вра жеских подводных лодок. Тяжёлый удар нанесли немцы конвою ВА-18, направлявшемуся из пролива Вилькицкого к Диксону (см. ФАШИСТЫ В АРКТИКЕ). Из-за действий врага было решено 15 транспортных судов оставить на зимовку в порту Диксон. «Иосифа Сталина» и «Фёдора Литке» направили под охраной военных кораблей в Архангельск, где они выполняли ледо вую проводку судов. Зимой 1943/44 был создан конвой АБ-55
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz