Адров, Н. М. От моря Баренца до моря Беринга : энциклопедия арктических морей России. В 3 т. Т. 3: С - Я / Н. М. Адров. – Мурманск : МОРИНФО, 2023. - 671 с. : ил., портр. - (Морская информатика).
СЕВЕРНЫЙ 44 ------------ вДудинку караван из 2 дизель-электроходов: «Павел Пономарёв» и «Наварин». В Арктике была открыта круглогодичная нави гация. Рекордным по объёмам перевозок стал 1987. В нач. 1990-х гг. распад СССР и последовавший за ним системный социально-экономический кризис крайне нега тивно сказались на состоянии СМП. В связи с ликвидацией централизованного материально-технического снабжения была разрушена система завоза промышленных и продоволь ственных товаров на Север из др. регионов России. Из-за ли берализации цен и перестройки кредитной системы в тяжёлое финансовое положение попало большинство предприятий, составлявших инфраструктуру ММП (см.). В первую очередь это коснулось ледокольного и др. видов специализирован ного арктического флота, портов, полярных станций и ряда поселений, экономика к-рых преимущественно складывалась за счёт обслуживания СМП [15,106,107,142, 589, 596, 711-713]. СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ (XXI В.). К 2003 кол-во грузов, транспортируемых по СМП, стало в 5 раз меньше (1,7 млн т), чем в период его экономического расцвета в сов. эпоху, когда самый значительный объём перевозок (до 65%) принадлежал предприятию «Норильский никель». В постперестроечное время акцент сместился на транзитные функции: многие страны мира проявили интерес к развитию грузоперевозок по СМП, что объяснялось ростом товарооборота между Европой и странами Азиатско-Тихоокеанского региона. В 2009 2 коммерческих судна проследовали курсом между Европой и Азией через северные воды России, а к 2011 этот маршрут выбрали уже 34 судна. В перспективе по СМП должно проходить до 50 млн т грузов в год. Судьба СМП в значительной степени стала зависеть от разработки найденных в его зоне минеральных ресурсов. Гос-во взяло обязательства обустроить порт Сабетта (см.) и создать танкерный флот ледового класса для разработки нефтяных залежей Западно-Тамбейского месторождения. Крупнейший танкер SCF Baltica (дедвейт 117 тыс. т), принад лежащий группе компаний «Совкомфлот» (см.), под проводкой атомных ледоколов доставил в Китай (порт Нинбо) из портов Витино и Мурманск 70 тыс. т газового конденсата. Экспери ментальный рейс длился 22 дня, т. е. суда шли почти в 2 раза
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz