Адров, Н. М. От моря Баренца до моря Беринга : энциклопедия арктических морей России. В 3 т. Т. 3: С - Я / Н. М. Адров. – Мурманск : МОРИНФО, 2023. - 671 с. : ил., портр. - (Морская информатика).

СЕВЕРНЫЙ После разгрома белых войск Комитет СМП сохранили в пол­ ном составе и ввели в Сибревком. По окончании Граждан­ ской войны сов. руководство задумалось о необходимости освоения Арктики, результатом чего стал декрет ВЦИК 1921 (см. ПЛАВМОРНИН). Начиная с 1923 в течение всего лишь 10 лет на побережье и о-вах СЛО построили 19 полярных радиометеорологических станций. В 1934 л/р «Литке» — капитан Н. М. Николаев (см.), научный руководитель В. Ю. Визе (см.) — прошёл в одну нави­ гацию СМП из Владивостока в Мурманск. Уже в следующем году за одну навигацию по СМП провели 4 грузовых тепло­ хода. В 1936 успешно осуществлён проход военных кораблей Балтфлота на Дальний Восток. В 1939 л/к «Иосиф Сталин» совершил двойное сквозное плавание за одну навигацию. К началу Вел. Отеч. войны в СССР был накоплен значи­ тельный опыт работы транспортных судов в Арктике, велось обустройство опорных портов Диксона, Игарки, Дудинки, Тик- си, Певека, пос. Провидения. Эти годы стали легендарным периодом активного освоения Арктики: успешно работали гидрографические экспедиции и комплексные береговые партии, начались стационарные наблюдения, осуществлялись трансарктические перелёты и полёты к Северному полюсу. В годы войны приходилось снабжать не только арктические стройки и полярные станции, как в 1930-е, но и гарнизоны, боевые корабли, а также доставлять грузы из США и Канады. В войну (см. СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ В ВОЕННЫЕ ГОДЫ) по СМП осуществлялась проводка боевых кораблей ТОФ в Баренцево море. Большой вклад в развитие транспортного флота внёс энергичный начальник ГСМП И.Д.Папанин (см.). Существенная активизация работы началась после пол­ ного восстановления гражданских отраслей промышленно­ сти в 1970-80-е гг., что было связано также с высочайшими достижениями науки и техники: с 1960 в состав флота вошёл АЛ «Ленин», с 1974 приступило к выполнению поставленных задач семейство АЛ «Арктика». Освоение СМП было связано с развитием Норильского комбината, что потребовало кру­ глогодичной навигации по маршруту Мурманск — Дудинка (см.). В 1972 был выполнен экспериментальный арктический рейс, а в 1978 АЛ «Сибирь» и л/к «Капитан Сорокин» провели

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz