Адров, Н. М. От моря Баренца до моря Беринга : энциклопедия арктических морей России. В 3 т. Т. 3: С - Я / Н. М. Адров. – Мурманск : МОРИНФО, 2023. - 671 с. : ил., портр. - (Морская информатика).
^ФОВЕНЬ 281 антибактерицидным влажным сфагнумом, болотным мхом, и про конопаченный сухой паклей сруб не выпускал тепло, не мешал вентиляции помещений и избавлял от гниения. Способы крепления всех деталей: крупных брёвен (плах) и мелкого тёса — были особенными, по ним определяли по черк мастера. Северные постройки — настоящий гимн дереву, основному и незаменимому материалу, и топору — главе всего инструментария Средних веков. «Плотник думает топором», — говорили в народе. Пила нарушала структуру древесины и во многих случаях не могла конкурировать со всемогущим тя жёлым лезвием, но позже она всё же заняла лидирующее ме сто, чему способствовало внедрение «железных» технологий. Металлический крепёж, железные скобы и гвозди поморы долгое время не использовали. Внутри дома опрятные, выскобленные полы, столы и лавки создавали особый уют. По диагонали от печи обычно распола гался красный, или святой угол. Предметом особой гордости хозяев была продуманная планировка просторной поморской избы. Крестьянский двор представлял собой целый комплекс отдельных построек (см. ЖИЛИЩЕ ПОМОРОВ). В истории освоения морской Арктики складывалась свое образная обстановка: сухопутные дороги между береговыми поселениями были менее доступны, чем морские. По мере расширения промысловых угодий и морских торговых путей всё большее значение приобретали навигационные средства (см. НАВИГАЦИОННЫЕ СРЕДСТВА ПОМОРОВ. ЛОЦИИ. МА ЯКИ СЕВЕРНЫХ МОРЕЙ). Походы в море были традиционно опасны, но со временем для них помимо опыта и практиче ских навыков потребовались ещё и научные знания. Каждый глава поморской семьи старался обучить грамоте хотя бы одного сына. Тем более что на Севере процент приказных людей — представителей духовенства и образованных служа щих — был выше, чем в Центральной России. Они составляли записи о ведении хозяйства и описывали важные события жизни. За определённую плату грамотные люди учили детей помо ров чтению, письму и счёту. Происходило это обычно на дому. Нек-рые священники и монахи целенаправленно занимались просвещением, тем более что власти были заинтересованы в повышении производительности труда поморов и отвлечении
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz