Адров, Н. М. От моря Баренца до моря Беринга : энциклопедия арктических морей России. В 3 т. Т. 3: С - Я / Н. М. Адров. – Мурманск : МОРИНФО, 2023. - 671 с. : ил., портр. - (Морская информатика).

^ФОВЕНЬ 281 антибактерицидным влажным сфагнумом, болотным мхом, и про­ конопаченный сухой паклей сруб не выпускал тепло, не мешал вентиляции помещений и избавлял от гниения. Способы крепления всех деталей: крупных брёвен (плах) и мелкого тёса — были особенными, по ним определяли по­ черк мастера. Северные постройки — настоящий гимн дереву, основному и незаменимому материалу, и топору — главе всего инструментария Средних веков. «Плотник думает топором», — говорили в народе. Пила нарушала структуру древесины и во многих случаях не могла конкурировать со всемогущим тя­ жёлым лезвием, но позже она всё же заняла лидирующее ме­ сто, чему способствовало внедрение «железных» технологий. Металлический крепёж, железные скобы и гвозди поморы долгое время не использовали. Внутри дома опрятные, выскобленные полы, столы и лавки создавали особый уют. По диагонали от печи обычно распола­ гался красный, или святой угол. Предметом особой гордости хозяев была продуманная планировка просторной поморской избы. Крестьянский двор представлял собой целый комплекс отдельных построек (см. ЖИЛИЩЕ ПОМОРОВ). В истории освоения морской Арктики складывалась свое­ образная обстановка: сухопутные дороги между береговыми поселениями были менее доступны, чем морские. По мере расширения промысловых угодий и морских торговых путей всё большее значение приобретали навигационные средства (см. НАВИГАЦИОННЫЕ СРЕДСТВА ПОМОРОВ. ЛОЦИИ. МА­ ЯКИ СЕВЕРНЫХ МОРЕЙ). Походы в море были традиционно опасны, но со временем для них помимо опыта и практиче­ ских навыков потребовались ещё и научные знания. Каждый глава поморской семьи старался обучить грамоте хотя бы одного сына. Тем более что на Севере процент приказных людей — представителей духовенства и образованных служа­ щих — был выше, чем в Центральной России. Они составляли записи о ведении хозяйства и описывали важные события жизни. За определённую плату грамотные люди учили детей помо­ ров чтению, письму и счёту. Происходило это обычно на дому. Нек-рые священники и монахи целенаправленно занимались просвещением, тем более что власти были заинтересованы в повышении производительности труда поморов и отвлечении

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz