Адров, Н. М. От моря Баренца до моря Беринга : энциклопедия арктических морей России. В 3 т. Т. 3: С - Я / Н. М. Адров. – Мурманск : МОРИНФО, 2023. - 671 с. : ил., портр. - (Морская информатика).

ТРАЛОВЫЙ мощностью до 40 0 л. с. траулеры начали строиться с 1901). Будучи энергичным человеком, Спаде хотел создать трал- флот, состоящий из 50 судов. Однако эти планы не осуще­ ствились из-за 1-й мир. войны. Промышлять в Баренцевом море стало опасно из-за разбойничьих действий нем. подвод­ ных асов, атакующих любые объекты. Рыбаков призывали на фронт, строительство промысловых судов резко сократилось. В 1917-18 начался настоящий кризис рыболовства. Во время иностранной интервенции (см.) Север был изо­ лирован от России, и лишь в кон. 1919 с установлением сов. власти рыбные промыслы перешли в ведение Архангельского губсовнархоза. В начале следующего года пала власть интер­ вентов в Мурманске. Национализированный после отступления англичан рыбный флот в 1920 состоял из 12 судов, базиро­ вался он в Архангельске и промышлял только в безлёдный период. Начало круглогодичного промысла в Баренцевом море датируется 1924, когда 6 траулеров перевели из Ар ­ хангельска в Александровск с припиской к порту Мурманска (см.). В 1926 на зимний траловый промысел вышли все 12 судов, а у мыса Варничного в Мурманске были забиты первые сваи причалов рыбного порта. В начале этого же года все трауле­ ры оснастили радиостанциями, и к 1932 р-н тралового лова рыбы простирался от о. Медвежий (см.) на западе Баренцева моря до Новой Земли на востоке. В это время флот распо­ лагал 46 судами, а к 1938 уже 70 траулерами, обеспечивая рыбной продукцией не только Мурманскую и Архангельскую, но и центральные области России. Вспоминая о первых рейсах тралового флота, капитан тра­ улера «Треска» Ф. М. Михов (см.), открывший Заколгуевский промысловый р-н, писал: «Техника лова была несложна. Трал выбирали на палубу руками, то есть вся вахта во главе с капи­ таном или штурманом становилась вдоль борта и, принорав­ ливаясь к волне, под напев „Дубинушки* тащила сети». Но уже в 1923 капитан С. П. Леонтьев (см.) впервые стал применять лебёдку для подъёма трала. В период начального развития тралового лова на Мурмане затраты на оборудование принципиально новых добываю­ щих судов были доступны только капиталисту. Как сообщал «Спутник помора» за 1913, иностранный траулер приносил

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz