Адров, Н. М. От моря Баренца до моря Беринга : энциклопедия арктических морей России. В 3 т. Т. 3: С - Я / Н. М. Адров. – Мурманск : МОРИНФО, 2023. - 671 с. : ил., портр. - (Морская информатика).
ТРАЛОВЫЙ мощностью до 40 0 л. с. траулеры начали строиться с 1901). Будучи энергичным человеком, Спаде хотел создать трал- флот, состоящий из 50 судов. Однако эти планы не осуще ствились из-за 1-й мир. войны. Промышлять в Баренцевом море стало опасно из-за разбойничьих действий нем. подвод ных асов, атакующих любые объекты. Рыбаков призывали на фронт, строительство промысловых судов резко сократилось. В 1917-18 начался настоящий кризис рыболовства. Во время иностранной интервенции (см.) Север был изо лирован от России, и лишь в кон. 1919 с установлением сов. власти рыбные промыслы перешли в ведение Архангельского губсовнархоза. В начале следующего года пала власть интер вентов в Мурманске. Национализированный после отступления англичан рыбный флот в 1920 состоял из 12 судов, базиро вался он в Архангельске и промышлял только в безлёдный период. Начало круглогодичного промысла в Баренцевом море датируется 1924, когда 6 траулеров перевели из Ар хангельска в Александровск с припиской к порту Мурманска (см.). В 1926 на зимний траловый промысел вышли все 12 судов, а у мыса Варничного в Мурманске были забиты первые сваи причалов рыбного порта. В начале этого же года все трауле ры оснастили радиостанциями, и к 1932 р-н тралового лова рыбы простирался от о. Медвежий (см.) на западе Баренцева моря до Новой Земли на востоке. В это время флот распо лагал 46 судами, а к 1938 уже 70 траулерами, обеспечивая рыбной продукцией не только Мурманскую и Архангельскую, но и центральные области России. Вспоминая о первых рейсах тралового флота, капитан тра улера «Треска» Ф. М. Михов (см.), открывший Заколгуевский промысловый р-н, писал: «Техника лова была несложна. Трал выбирали на палубу руками, то есть вся вахта во главе с капи таном или штурманом становилась вдоль борта и, принорав ливаясь к волне, под напев „Дубинушки* тащила сети». Но уже в 1923 капитан С. П. Леонтьев (см.) впервые стал применять лебёдку для подъёма трала. В период начального развития тралового лова на Мурмане затраты на оборудование принципиально новых добываю щих судов были доступны только капиталисту. Как сообщал «Спутник помора» за 1913, иностранный траулер приносил
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz