Адров, Н. М. От моря Баренца до моря Беринга : энциклопедия арктических морей России. В 3 т. Т. 3: С - Я / Н. М. Адров. – Мурманск : МОРИНФО, 2023. - 671 с. : ил., портр. - (Морская информатика).

СТАЛИН ----------- 161 принял решение: Мурманское отделение ГОИНа закрыть; всё имущество передать ПИНРО. На месте ГОИНа в Москве был создан ВНИРО с отделениями: на Мурмане — ПИНРО, на Дальнем Востоке — ТИНРО, в Калининграде — АтлантНИРО, в Керчи — АзЧерНИРО. Все они входили в централизован­ ную систему НИИ, связанных с морским промыслом. Хозяин, как называли Сталина его приближённые, ближе всех из власть имущих подошёл к господству над миром, что, как учит история, невозможно даже на Увего части. «СТАЛИН. ПРОЕКТ „АРКТИКА"»— книга (2019) известного историка, исследователя особенностей сталинской эпохи, гл. науч. сотрудника Ин-та рос. истории РАН Юрия Николаевича Жукова (1938-2023), рассматривающего исторические со ­ бытия, связанные с Арктикой начиная с XI в. Автор подробно разбирает политические и юридические коллизии раздела Арктики (см.), осложнённые военным противостоянием мор­ ских держав (см. МИЛИТАРИЗАЦИЯ АРКТИКИ) в 1-ю и 2-ю мир. войны («империалистическая гонка за земли»), «После развала СССР,— продолжает своё подробное повествова­ ние Жуков,— Россия отказалась от защиты национальных интересов в Арктике. Но в 2013 году внимание руководства страны снова обратилось к проекту „Арктика": утверждается стратегия развития Арктической зоны Российской Федера­ ции и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года». Восстановлению арктического статус-кво посвящена тема предшествующей работы Жукова — «Ста­ лин: арктический щит» (2008). За 30 лет сталинский проект «Арктика», как пишет историк, осуществил все предложения министра финансов С. Ю. Витте (см.), выдвинутые им в до­ кладе в 1894 и проигнорированные Александром III и Ни­ колаем II (см.). Как и в др. своих книгах, Жуков убеждает читателя в системности подхода сталинского режима, «когда одновременно решались задачи защиты целостности рос. территории, осуществлялось наращивание военной мощи, развивалась экономика северных регионов. Особое значение придавалось освоению главной транспортной артерии — Северного морского пути, а также развитию воздушного транспорта. И походы „Красина" и „Челюскина", рекордные

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz