Адров, Н. М. От моря Баренца до моря Беринга : энциклопедия арктических морей России. В 3 т. Т. 2: К - Р / Н. М. Адров. - Мурманск : МОРИНФО, 2023. - . 723 с. : ил., портр. - (Морская информатика).

КОЛОНИЗАЦИЯ компаса, за к-рую в 1882 был награждён Ломоносовской пре­ мией АН. Именем Колонга названы бухта, мыс и п-ов берега Харитона Лаптева (см.) в Карском море. КОЛОНИЗАЦИЯ МОРСКИХ ПРОМЫСЛОВЫХ РАЙОНОВ. Развитие капитализма на Севере сдерживалось консерватив­ ностью патриархальных крестьянских хозяйств. Крестьянская община, кабальный покрут (см.) сохраняли прежние феодаль­ ные повинности, артельную собственность, прежние порядки. Реформу 1861 в этих краях не заметили. Колонизация мурманского побережья, где до 1860-х гг. не су­ ществовало постоянных поселений, —одно из проявлений капи­ тализма. На промысловых становищах (см.) рыбаки и торговцы бывали только весной и летом. Недостаточное влияние России, отсутствие военно-морских сил в Заполярье использовалось Норвегией: жители соседней страны селились в пограничной зоне и промышляли зверя и рыбу в рус. водах (см. НОРВЕЖЦЫ В РОССИЙСКОЙ АРКТИКЕ). В ответ на патриотические выс­ тупления подданных царское правительство в 1868 учредило полицейское управление в Коле (см.), открыло отделение связи. Заработал почтовый тракт. В том же 1868 Александр II утвердил положение о даровании льгот поселенцам Мурманского берега (см.). В течение шести лет они могли заниматься торговлей, промыслами и не платить сборы. Переселенцам разрешалось бесплатно пользоваться лесом. Они освобождались от пода­ тей и использовали право трёхлетней отсрочки от призыва на военную службу, им выдавали ссуды. В 1870 торговцы и промышленники Севера образовали Товарищество Беломорско-Мурманского срочного пароход­ ства, к-рое через четыре года было ликвидировано. В 1875 за организацию пароходного сообщения взялся москвич Ф.В. Чи- жов (см.), создав Товарищество Архангельско-Мурманского срочного пароходства. Чижов купил четыре парохода. Два из них обслуживали Мурманскую, два —Кандалакшскую линию. В 1895 появился новый договор, по к-рому правительство увеличило размер субсидии, что позволило приобрести ещё несколько пароходов. Были приняты меры к улучшению ус­ ловий судоходства вдоль мурманских берегов. К 1911 имелось уже 15 маяков и около 50 береговых знаков и башен. Кроме

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz