Адров, Н. М. От моря Баренца до моря Беринга : энциклопедия арктических морей России. В 3 т. Т. 2: К - Р / Н. М. Адров. - Мурманск : МОРИНФО, 2023. - . 723 с. : ил., портр. - (Морская информатика).
КОЛОНИЗАЦИЯ компаса, за к-рую в 1882 был награждён Ломоносовской пре мией АН. Именем Колонга названы бухта, мыс и п-ов берега Харитона Лаптева (см.) в Карском море. КОЛОНИЗАЦИЯ МОРСКИХ ПРОМЫСЛОВЫХ РАЙОНОВ. Развитие капитализма на Севере сдерживалось консерватив ностью патриархальных крестьянских хозяйств. Крестьянская община, кабальный покрут (см.) сохраняли прежние феодаль ные повинности, артельную собственность, прежние порядки. Реформу 1861 в этих краях не заметили. Колонизация мурманского побережья, где до 1860-х гг. не су ществовало постоянных поселений, —одно из проявлений капи тализма. На промысловых становищах (см.) рыбаки и торговцы бывали только весной и летом. Недостаточное влияние России, отсутствие военно-морских сил в Заполярье использовалось Норвегией: жители соседней страны селились в пограничной зоне и промышляли зверя и рыбу в рус. водах (см. НОРВЕЖЦЫ В РОССИЙСКОЙ АРКТИКЕ). В ответ на патриотические выс тупления подданных царское правительство в 1868 учредило полицейское управление в Коле (см.), открыло отделение связи. Заработал почтовый тракт. В том же 1868 Александр II утвердил положение о даровании льгот поселенцам Мурманского берега (см.). В течение шести лет они могли заниматься торговлей, промыслами и не платить сборы. Переселенцам разрешалось бесплатно пользоваться лесом. Они освобождались от пода тей и использовали право трёхлетней отсрочки от призыва на военную службу, им выдавали ссуды. В 1870 торговцы и промышленники Севера образовали Товарищество Беломорско-Мурманского срочного пароход ства, к-рое через четыре года было ликвидировано. В 1875 за организацию пароходного сообщения взялся москвич Ф.В. Чи- жов (см.), создав Товарищество Архангельско-Мурманского срочного пароходства. Чижов купил четыре парохода. Два из них обслуживали Мурманскую, два —Кандалакшскую линию. В 1895 появился новый договор, по к-рому правительство увеличило размер субсидии, что позволило приобрести ещё несколько пароходов. Были приняты меры к улучшению ус ловий судоходства вдоль мурманских берегов. К 1911 имелось уже 15 маяков и около 50 береговых знаков и башен. Кроме
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz