Адров, Н. М. От моря Баренца до моря Беринга : энциклопедия арктических морей России. В 3 т. Т. 2: К - Р / Н. М. Адров. - Мурманск : МОРИНФО, 2023. - . 723 с. : ил., портр. - (Морская информатика).

КЛИМАТИЧЕСКИЙ КЛИМАТИЧЕСКИЙ АТЛАС МОРЕЙ АРКТИКИ - см. БАЗЫ мцд. КЛИМАТОЛОГИЧЕСКИЕ И ЛЕДОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. Несмотря на, казалось бы, неупорядоченный штурм аркти­ ческих широт, цели к -рого были ложными, а финал часто трагическим, в редких полярных походах моряков Западной Европы (см. АНГЛИЙСКИЕ И ГОЛЛАНДСКИЕ СРЕДНЕВЕКО­ ВЫЕ ЭКСПЕДИЦИИ) и многочисленных плаваниях россиян просматривается определённая логическая канва. Любая информация, полученная в этих экспедициях, формировала структуру научного постижения природы арктических вод, морских льдов и воздушных масс. Изучение атмосферы всегда шло впереди исследований океано-, гидро- и криосферы, потому что окружающую человека природную среду он по­ стигает прежде всего через метеорологические процессы, характеризующие климат и погоду, познание к-рых доступно всем и необходимо для любой промышленной и хозяйствен­ ной деятельности, особенно связанной с охотой и рыбным промыслом. Ещё в древних письменных источниках Норвегии и Руси содержались сведения об арктической погоде. В XVI в. такие данные начали собирать англ. и голл. мореплаватели (см. АНГЛИЙСКИЕ И ГОЛЛАНДСКИЕ СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ЭКС­ ПЕДИЦИИ), пытавшиеся найти Северо-Восточный проход (см.). В дальнейшем эта информация интересовала и участников Великой северной и Первой рус. полярной экспедиций (см.). Создание гидрометеостанций на берегах Баренцева моря сыграло главную роль в исследованиях циркуляции вод Гольфстрима (см.), т. к. температура воздуха —лучший по­ казатель влияния адвекции океанического тепла на климат полярных широт. Особое значение имели пункты наблюде­ ний на Новой Земле и Мурмане (см. ГИДРОМЕТЕОСЛУЖБА В НАЧАЛЕ ПУТИ. ГИДРОМЕТЕОСТАНЦИИ). Самыми актуальными в период освоения Мурманского берега (см.) были сведения о возможности прибрежного пла­ вания. Для этого в нач. XVIII в. поморами были составлены описания условий безопасных проходов к берегам и островам при различных состояниях погоды и положениях уровня оке­ ана (см.). Опыт поморов позже использовался при создании

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz