Адров, Н. М. От моря Баренца до моря Беринга : энциклопедия арктических морей России. В 3 т. Т. 2: К - Р / Н. М. Адров. - Мурманск : МОРИНФО, 2023. - . 723 с. : ил., портр. - (Морская информатика).
ПОМОРЫ 623 южные и западные моря, из-за неожиданных наступлений дрейфующих льдов (см.) и коварства полярной стихии. Угроза жизни не исчезала весь год, но особенно опасной была осень с её обвальным межсезонным переходом на зимние штормо вые условия (см. ЦИКЛОНЫ. АТМОСФЕРНЫЕ ФРОНТЫ). Тем не менее самые отчаянные и воинственно настроенные экипа жи скандинавов решались на морские переходы вдоль мур манских берегов. Так, в 920 Эйрик Кровавая Секира достиг устья Сев. Двины, затем в похожие плавания отправились его сын Харальд Серый Плащ и внук Эйрик. Разумеется, славяне не оставались в долгу, совершая лодейные походы в земли викингов. В «Гулатингской правде» (ок. 1200) говорится, что норвежцы самой северной провинции Халогаланда (р-н со временного г. Тромсё) вынуждены были держать морскую стражу, чтобы остановить новгородских сборщиков дани (см. СЕВЕРНЫЕ ПОСЕЛЕНИЯ В СРЕДНИЕ ВЕКА). Ещё раньше, в 870 -90 -е гг. норв. мореплавателю Оттару (см.), жившему в северной части Гельголанда, захотелось уз нать, сколь далеко к северу простирается земля и есть ли люди по ту сторону морской пустыни. Обогнув самый северный мыс Скандинавии Нордкап (см.) и продвигаясь вдоль Мурманского и Терского берегов Кольского п-ова, он достиг, по нек-рым версиям, Кандалакшского залива (см.), но, скорее всего, это была Сев. Двина. Плавание Оттара можно сравнить с подвига ми мореплавателей, через тысячу лет после него решившихся искать северные проходы через Арктический океан. Первые сведения о рус. мореплавателях, предках новгород ских лодейщиков, содержатся в описаниях военных действий вовсе не на северных территориях, а на Каспийском море, где в 913 находилось 500 рус. судов, на каждом из них размеща лось около сотни воинов. Для дальних походов наши предки изготавливали легкие беспалубные лодки, к-рые византийцы называли моноксилами —судами, выдолбленными из вековой липы или дуба. Борта наращивались досками, плетением из камыша и прикрывались щитами, как и на боевых кораблях викингов —драккарах. Хотя русские тесно взаимодействовали со скандинавами, это никак не отразилось на принципах се верного отечественного судостроения. Очень долго конструк ции лодий и стругов (судов, предназначенных для перевозки
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz