Адров, Н. М. От моря Баренца до моря Беринга : энциклопедия арктических морей России. В 3 т. Т. 2: К - Р / Н. М. Адров. - Мурманск : МОРИНФО, 2023. - . 723 с. : ил., портр. - (Морская информатика).
ПОМОРСКИЕ Массовое морское судостроение (карбасы, шняки, лодьи, малые кочи для каботажного плавания и большие кочи для даль них переходов) началось в XV в. на Соловецких верфях Белого моря (см. СОЛОВКИ). Корабли Соловецкой флотилии ходили под собственным флагом и имели многоцелевое назначение: они использовались жителями для рыбного промысла, охоты на морского зверя, транспорта и охраны рус. побережий от набегов «мурманов». Технология изготовления поморских судов не изме нялась до 1-й пол. XX в. О совершенстве их конструкции говорит тот факт, что легендарный «Фром» (см.), предназначенный для революционного по тем временам арктического дрейфа, был точной копией большого поморского коча (см. КОЧ). Изготовление судов рус. мастерами имеет глубокие на циональные корни и связано с особенностями природных условий обитания наших предков. Северная Русь славилась реками и озерами. Водные магистрали активно использовали в промысловых, торговых и завоевательских целях. На бере гах озёр Неро, Плещеево и Ильмень находились стольные города Ростово-Суздальского, Переяславского и Новгород ского (см. НОВГОРОД ВЕЛИКИЙ) княжеств Лодки и плоты широко использовались жителями для транспорта и рыбо ловства, в частности, для ловли знаменитой переславской сельди (особо крупной разновидности сига) и царской ря пушки (см.), по весу в 10 раз превосходящей обычную. Плавать по водным артериям на малых вёсельных судёнышках было для населения привычным занятием. Недаром на оз. Плещеево, в г. Переславле-Залесском молодой Пётр Алексеевич с 1688 по 1693 создавал «потешную» флотилию, с к-рой началось рождение ВМФ России (см. ПЁТР I АЛЕКСЕЕВИЧ). Задолго до этого, в XI в. новгородцы проложили дорогу к Студёному морю по северным рекам (см. НОВГОРОД ВЕЛИКИЙ). Транспортно-промысловые лодьи использовалась с XI вплоть до XIX в. наряду с карбасами, кочами, шняками (см.). Во 2-й пол. XIX в. их вытеснили шхуны (см.). Для дальних пла ваний строились заморские лодьи, а для «хожения» на Белом море —обыкновенные. Оба типа были плоскодонные, отлича лись размерами, обводами корпуса и парусным вооружением. Обыкновенные делались из цельного ствола дерева и нара щивались бортами, имели сплошную палубу, не допускавшую
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz