Адров, Н. М. От моря Баренца до моря Беринга : энциклопедия арктических морей России. В 3 т. Т. 2: К - Р / Н. М. Адров. - Мурманск : МОРИНФО, 2023. - . 723 с. : ил., портр. - (Морская информатика).

ПАТОН 547 вплоть до миллиардеров (1-й уровень), и, наконец, нулевой обывательский уровень, за к-рым следуют 2 отрицательных субпассионарных уровня. Разумеется, среди известных и безымянных покорителей Арктики встречались представители разных уровней, но самым типичным считается героический, самоотверженный и «ком­ плексный» тип, описанный в «Королевском зерцале» —норв. литературном памятнике XIII в., где говорится о неистовых ис­ следователях моря викингах (см.), близких нашим баренцево- морским мореплавателям, во льдах испытавших свою судьбу (см. ПОМОРЫ, ВИКИНГИ И ИХ ПРЕДШЕСТВЕННИКИ): «Если спро­ сишь, чего они ищут в неизведанных землях и почему плавают туда, подвергая свою жизнь опасности, то для этого есть три причины. Первая —жажда борьбы и славы, ибо человека влечёт туда, где его подстерегают опасности, чтобы тем самым про­ славиться. Вторая —жажда познания, ибо человек хочет также раскрыть и исследовать то, о чём он слышал, чтобы убедиться в достоверности услышанного. Третья —стремление к выгоде, ибо люди ищут и допытываются, где можно разбогатеть, даже если это связано с большой опасностью». «...A славолюбие отличных смельчаков, —добавляет член Вольного экономиче­ ского общества Александр Фомин, —поощряется похвалою от своей собратии за отменные дерзости против замахов смерти». Недаром пассионарий 4-го уровня С. Ю. Витте, к-рый негласно считался истинным правителем России, называл северных по­ моров «сталью земли русской» (см. ПОМОРЫ, ВИКИНГИ И ИХ ПРЕДШЕСТВЕННИКИ). ПАТОН КИРИЛЛ (КИР) АЛЕКСАНДРОВИЧ (1902 —после 1973) —капитан Мурманского тралового флота (1944-73), по происхождению дворянин. В 1919 служил ря­ довым в Добровольческой армии А. И.Дени­ кина (1872-1947). Окончил Одесский морской техникум (1924). Первые послевоенные годы руководил РТ «Мудьюжанин», добивался вы­ сочайших уловов; в 1948 предложил принци­ пиально новую схему судна кормового трале­ ния, к-рая впоследствии была использована при массовом строительстве больших моро­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz