Адров, Н. М. От моря Баренца до моря Беринга : энциклопедия арктических морей России. В 3 т. Т. 2: К - Р / Н. М. Адров. - Мурманск : МОРИНФО, 2023. - . 723 с. : ил., портр. - (Морская информатика).

ОХРАНА ^27 и уж совсем редко нарвал (см.). В сер. XV в. рос. зверобои добывали китов (не самых крупных) вдоль Мурманского бе­ рега и на Шпицбергене (см. ГРУМАНТ. ГРУМАНЛАНСКИЙ ХОД). Небольшие артели охотников регулярно вылавливали белух, был и значительно меньший промысел гренландских китов. Такая ситуация сохранялась до кон. XVII в. В эпоху Петра I Голландия, Дания и Англия открывают новые морские про­ мыслы; их промысловики успешно добывают китов в рос. водах; наши зверопромышленники на этом поприще серьёзно отставали. Пётр попытался с помощью различных концессий исправить положение, но ни одно из этих предприятий не добилось успеха (см. ПЁТР I АЛЕКСЕЕВИЧ). С промыслом белухи (см.) дела обстояли лучше: архангельские артели добывали много этих морских обитателей и продавали про­ дукцию с прибылью. ОХРАНА МОРСКИХ ПРОМЫСЛОВ, АКВАТОРИЙ И ТЕР­ РИТОРИЙ. В нач. 1870-х гг. из-за повышенной активности норв. зверопромышленников (см. НОРВЕЖЦЫ В РОССИЙ­ СКОЙ АРКТИКЕ) на Новой Земле и в Горле Белого моря (см.) остро встала проблема охраны морских промыслов на Се­ вере. В 1881-82 впервые было применено крейсерство рос. транспортных судов «Полярная звезда» и «Бакан» (см. КРЕЙ­ СЕРСТВО ОХРАННОЕ), приравненных к военным кораблям. Тем не менее такие действия (в т. ч. с участием крейсеров «Наезд­ ник» —1893, «Вестник» —1894, «Джигит» и «Самоед» —1895) не сделали борьбу с иностранным браконьерством (см.) на об­ ширной акватории юго-востока Баренцева моря более эффек­ тивной. Не справлялось и рос. судебное делопроизводство: задержанные норв. яхты приходилось отпускать, а конфиско­ ванную добычу выбрасывать, поскольку к моменту окончания разбирательств она портилась. В 1898 Германия пыталась взять под контроль о. Медвежий (см.) как важный стратегический пункт (см. НЕМЕЦКАЯ СТРАТЕГИЯ В АРКТИКЕ). Тогда прави­ тельство России направило к острову крейсер «Светлана», и в 1899 на месте рус. поселений был поднят отечественный коммерческий флаг. На Медвежий также претендовали Шве­ ция, Италия и США. В 1901-05 амер. миллионер Уильям Циглер (см.) финансировал 2 экспедиции на ЗФИ на судах «Америка»,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz