Адров, Н. М. От моря Баренца до моря Беринга : энциклопедия арктических морей России. В 3 т. Т. 2: К - Р / Н. М. Адров. - Мурманск : МОРИНФО, 2023. - . 723 с. : ил., портр. - (Морская информатика).

МУЗЫКА 393 подвесок на специальном поясе —сиса. Церемониальная музыка Медвежьего праздника включала гл. обр. инструментальные на­ игрыши, исполняемые на ударном бревнеузазинку (удзадзинки), к-рые сопровождались скандированными напевами. Ритуальные мелодии с говорящими названиями «Медведь шагает», «Собака лает», «Ворон клюёт» —своеобразное обращение к почитае­ мому животному, попытка его умилостивить. Белое безмолвие льдов и свинцовые волны морей сводили с ума слабых и завораживали сильных. Арктические (варяж­ ские, гостевые) мотивы есть в музыке Бородина, Чайковского и, конечно, потомственного морского офицера Римского- Корсакова. Одна из основных стихий его музыки —океан, подводное царство, а один из источников вдохновения —бы­ линное наследие Русского Севера (опера «Садко»). Неземной, какой-то арктической красотой сверкает музыка Микалоюса Чюрлёниса (1875-1911) —композитора, именем к-рого названы горы на ЗФИ (см.). Но самым величественным музыкальным картинам Севера мир обязан Эдварду Григу (1843-1907) и Яну Сибелиусу (1865-1957). В музыке Грига слышен голос его ро­ дины —Норвегии. Героика народного эпоса, зыбкая красота северной сказки, суровая норвежская природа, особенности национальной мелодики стали источниками вдохновения для композитора и определили своеобразие его музыкальной стилистики. В нач. XX в. на Всемирной выставке в Париже впервые была исполнена музыкальная поэма «Финляндия» Яна Сибелиуса с её, по выражению великого рус. дирижёра Е.А. Мравинского (1903-88), кристально чистыми, леденящими душу мелодиями. Сибелиус —знаковая фигура фин. культуры, один из крупнейших представителей мировой симфониче­ ской музыки. Впечатляющую музыку, полную философского осмысления суровой стихии, выдающийся швед, композитор Йёста Нюстрём (1890-1966) посвятил арктическим морям: в 1925 он написал симфоническую поэму «Ледовитый океан», в 1948 —«Морскую симфонию» (№ 3), ставшую программной для выдающегося дирижёра-новатора Евгения Светлано­ ва (1928-2002). А столетие назад великий Рихард Вагнер (1818-83), находясь под впечатлением от песен викингов (см.), шокировал любителей оперы, использовав в своих произве­ дениях мотивы мифов и легенд сканд. эпоса.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz