Адров, Н. М. От моря Баренца до моря Беринга : энциклопедия арктических морей России. В 3 т. Т. 2: К - Р / Н. М. Адров. - Мурманск : МОРИНФО, 2023. - . 723 с. : ил., портр. - (Морская информатика).
МУЗЫКА 393 подвесок на специальном поясе —сиса. Церемониальная музыка Медвежьего праздника включала гл. обр. инструментальные на игрыши, исполняемые на ударном бревнеузазинку (удзадзинки), к-рые сопровождались скандированными напевами. Ритуальные мелодии с говорящими названиями «Медведь шагает», «Собака лает», «Ворон клюёт» —своеобразное обращение к почитае мому животному, попытка его умилостивить. Белое безмолвие льдов и свинцовые волны морей сводили с ума слабых и завораживали сильных. Арктические (варяж ские, гостевые) мотивы есть в музыке Бородина, Чайковского и, конечно, потомственного морского офицера Римского- Корсакова. Одна из основных стихий его музыки —океан, подводное царство, а один из источников вдохновения —бы линное наследие Русского Севера (опера «Садко»). Неземной, какой-то арктической красотой сверкает музыка Микалоюса Чюрлёниса (1875-1911) —композитора, именем к-рого названы горы на ЗФИ (см.). Но самым величественным музыкальным картинам Севера мир обязан Эдварду Григу (1843-1907) и Яну Сибелиусу (1865-1957). В музыке Грига слышен голос его ро дины —Норвегии. Героика народного эпоса, зыбкая красота северной сказки, суровая норвежская природа, особенности национальной мелодики стали источниками вдохновения для композитора и определили своеобразие его музыкальной стилистики. В нач. XX в. на Всемирной выставке в Париже впервые была исполнена музыкальная поэма «Финляндия» Яна Сибелиуса с её, по выражению великого рус. дирижёра Е.А. Мравинского (1903-88), кристально чистыми, леденящими душу мелодиями. Сибелиус —знаковая фигура фин. культуры, один из крупнейших представителей мировой симфониче ской музыки. Впечатляющую музыку, полную философского осмысления суровой стихии, выдающийся швед, композитор Йёста Нюстрём (1890-1966) посвятил арктическим морям: в 1925 он написал симфоническую поэму «Ледовитый океан», в 1948 —«Морскую симфонию» (№ 3), ставшую программной для выдающегося дирижёра-новатора Евгения Светлано ва (1928-2002). А столетие назад великий Рихард Вагнер (1818-83), находясь под впечатлением от песен викингов (см.), шокировал любителей оперы, использовав в своих произве дениях мотивы мифов и легенд сканд. эпоса.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz