Адров, Н. М. От моря Баренца до моря Беринга : энциклопедия арктических морей России. В 3 т. Т. 2: К - Р / Н. М. Адров. - Мурманск : МОРИНФО, 2023. - . 723 с. : ил., портр. - (Морская информатика).

378 м о р с к и е сросшийся с Евразией. На карте Петерб. АН, изданной в 1737, Новая Земля простиралась до современного м. Челюскин (см.) и представляла собой гигантский полуостров. Изучение Северного океана в XVIII в. протекало на фоне великих и малых событий под влиянием прямых или кос ­ венных указов постоянно сменявших друг друга рос. вен­ ценосных особ. Петр I (см.), Екатерина I, Петр II, затем Анна Иоанновна, принявшая корону в 37 лет и завещавшая трон Иоанну Антоновичу —сыну своей племянницы, герцогини Мек­ ленбургской. Короткое царствование младенца-императора Иоанна VI окончилось, когда на престол взошла дочь Петра Елизавета. Во время её правления Шувалов и Ломоносов (см.) открыли первый рос. ун-т, АН выпустила Атлас Российский, а легендарный помор Савва Лошкин (см.) обошёл Новую Зем­ лю. Военно-морской флот России увеличился на 36 линейных кораблей, не считая малых судов, что, конечно, прибавляло национальной гордости, но не выводило страну в число пе­ редовых держав. Потом был Пётр III, к-рого свергла жена, вошедшая в мировую историю как Екатерина II Великая (см.). Её царствование продолжалось почти всю вторую пол. XVIII в. (1762-96). И завершил столетие император Павел I. Именно «Его императорскому высочеству, пресветлейшему государю цесаревичу великому князю Павлу Петровичу, флотов рос. генерал-адмиралу» посвятил свое «Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию» М. В. Ло­ моносов. Создание ВМФ и превращение страны в великую морскую державу означало экспансию на Восток. На период с 1720-х по 1730-е гг. приходятся выдающиеся походы в далё­ кие океаны. В истории навечно запечатлены имена Беринга, Чирикова, Шестакова, Соймонова, Нагибина, Мельникова, Фёдорова, Гвоздева (см.). Но северная речная артерия Рос­ сии, связывающая её со Студёным морем, всё равно значила больше, потому что главным вопросом укрепления морской державы было развитие судостроения, а Север имел в этом отношении два преимущества: корабельный лес и трудно­ доступные для неприятельского глаза гавани (см.). Первым гос. предприятием для постройки торговых судов стала Со- ломбальская верфь, основанная Петром I в 1693. Другая

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz