Адров, Н. М. От моря Баренца до моря Беринга : энциклопедия арктических морей России. В 3 т. Т. 2: К - Р / Н. М. Адров. - Мурманск : МОРИНФО, 2023. - . 723 с. : ил., портр. - (Морская информатика).

мнпэ несколько транспортов и др. плавсредств. К 1940 пароходство насчитывало 37 судов. С началом Вел. Отеч. войны (см.) почти весь флот передали Архангельскому арктическому пароход­ ству и СФ. После войны на плаву остались только 3 судна, но к 1950 флот восстановили. В 1954 пароходство пополнилось судами нового типа, имеющими корпус усиленного ледового класса и мощную дизель-электрическую силовую установку: «Лена», «Обь», «Енисей». С 1955 вступили в строй ДЭЛы «Ка­ питан Белоусов», «Капитан Воронин», «Днепрогэс». В 1960 в пароходство пришло мощное подкрепление —первый в мире АЛ «Ленин» (см.). В 1960-е гг. появились рудовозы типа «До­ рогобуж»: «Доброполье», «Дагестан», «Дудинка», «Дашава» и др. Вступили в строй л /к «Москва», «Ленинград», «Киев», «Мурманск». В 1970-е гг. флот пополнился новыми АЛ «Аркти­ ка» и «Сибирь» (см.). Наивысшей точки в своем развитии ММП достигло в сер. 1980-х гг. Тогда в составе флота работали до 80 судов, в т. ч. 7 АЛ и атомный лихтеровоз-контейнеровоз, 5 ДЭЛ, 9 мощных современных транспортов высшего ледового класса (см. ЛЕДОКОЛЬНЫЙ ФЛОТ II). Затем пришло время пе­ рестроечной депрессии, и только с кон. 1990-х гг. ММП начало осуществлять морские перевозки углеводородного сырья из Варандея, Колгуева, с Приобских месторождений, из Якутии (см. ЛЕДОКОЛЬНЫЙ ФЛОТ III. АТОМНЫЙ ГРАЖДАНСКИЙ ФЛОТ. АТОМНЫЙ ЛЕДОКОЛЬНЫЙ ФЛОТ РОССИИ. «АТОМФЛОТ»), МНПЭ (Мурманская научно-промысловая экспедиция) — научная экспедиция, занимавшаяся комплексными научно­ промысловыми исследованиями Баренцева моря ок. 10 лет (1898-1908). Руководители: 1898-1901 Н. М. Книпович, 1902-08 Л. Л. Брейтфус (см.). Организована в рамках Комитета для по­ мощи поморам Русского Севера (см.), созданного видными рос. учёными и общественными деятелями после трагической гибели в 1894 в Белом море 25 поморских судов. Экспедиция начала разведывательные работы в мае 1898 на парусном судне «Помор», затем на п/х «Андрей Первозванный» (см.). Кильдинская банка (см.) стала одним из первых р-нов трало­ вого промысла. За годы деятельности МНПЭ собран огромный научный материал, позволивший получить объективное пред­ ставление об океанографическом режиме Баренцева моря,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz